Методика обучения морфологии
Задачи изучения морфологии в школе:
- обеспечить усвоение учащимися морфологической системы русского языка;
- создать предпосылки для осмысления учащимися понятия о грамматических категориях и формирующих их грамматических значениях;
- дать представление о морфологической форме слова как основной единице раздела, синкретизме в ней лексического и грамматического значений;
- вести систематическую работу над морфологическими нормами современного русского литературного языка;
- формировать речевые умения правильно, уместно использовать грамматические формы в собственных высказываниях с учетом коммуникативного намерения;
- с целью предупреждения морфологических ошибок учить школьников находить нарушения в образовании грамматических форм;
- формировать коммуникативные умения применять морфологические средства языка.
Лингводидактические основы школьного курса морфологии
Содержание школьного курса морфологии составляет учение о частях речи - лексико-грамматических группах слов, выделяемых с учетом общности частеречного значения, морфологических признаков, синтагматических связей и синтаксических свойств. В школьной морфологии изучаются шесть знаменательных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол), три - служебные (предлог, союз, глагол) и междометие. Слова категории состояния рассматриваются при изучении наречий (выделяется особая разновидность предикативных наречий), односоставных безличных предложений, модальные слова - при изучении осложненных предложений с вводными словами и словосочетаниями.
В ныне действующих учебниках по русскому языку причастия и деепричастия рассматриваются как формы глагола, занимающие особое место в его расширенной парадигме.
Части речи - это центральное лингвистическое понятие, имеющее широкое значение и обозначающее морфологическую категорию, которая регламентирует распределение слов по лексико-грамматическим классам.
Различают две разновидности морфологических категорий: классификационные и словоизменительные. Методическое последствие существования двух неравноценных видов грамматических категорий нашло отражение в последовательности морфологического разбора слов изменяемых частей речи: вначале характеризуются постоянные признаки слова, а затем - непостоянные признаки словоформы.
Принципы изучения морфологии
Общеметодические принципы
Экстралингвистический принцип при изучении морфологии может быть успешно реализован при сопоставлении грамматической категории числа имен существительных и реального количества предметов, ими обозначенных: форма единственного числа употребляется, когда речь идет об одном предмете, множественного - когда о двух и более предметах. Рисунки парных или сложных предметов помогут выявить своеобразие имен существительных, употребляющихся только в форме множественного числа. Формировать представление об общем роде имен существительных также целесообразно с привлечением рисунков.
Действие функционального принципа на морфологическом уровне отражается в определениях некоторых грамматических понятий: категория времени обозначает отношение глагольного действия к моменту речи; категория наклонения - отношение глагольного действия к действительности; вида - к достижению действием своего внутреннего предела и т.д.
Функциональный принцип можно проиллюстрировать на изолированном употреблении имен существительных.
С функциональным принципом тесно взаимодействует принцип межуровневых и внутриуровневых связей.
Отсутствие в русской графике буквы для единого обозначения звука йот приводит к тому, что орфографический облик морфологической формы не дает представления о её реальных значимых частях. Суффикс -j- со значением собирательности и отвлеченного действия относит слова, его содержащие, к классу слов, употребляющихся только в форме единственного числа, что иллюстрирует связь морфологии со словообразованием. Словоформы, различающиеся ударением, выявляют связь морфологии с фонетикой. Очевидна связь морфологии с лексикой и синтаксисом: грамматические закономерности языка реализуются в словоформе, совмещающей лексическое и грамматическое значения и функционирующей в словосочетании и предложении.
Действие структурно-семантического принципа, который предполагает сопоставление формы и значения, продемонстрируем формами родительного падежа имени существительного: они могут обозначать: 1) производителя действия (пение Ольги); 2) предмет, на который направлено действие (обработка детали); 3) признак предмета (дом соседки); 4) обстоятельства, при которых совершаются действия (отдыхать до поздней осени, выбежать из комнаты).
Нормативно-стилистический принцип на морфологическом уровне регламентирует как образование падежных форм и форм числа именных частей речи, личных и атрибутивных форм глагола, так и их уместное употребление в зависимости от ситуации общения
Действие исторического принципа на уроках морфологии связано с привлечением таких факторов истории языка, которые помогают объяснять сущность того или иного грамматического явления.
Сколько всего интересного!
ОтветитьУдалитьУчителям на заметку! Спасибо!
ОтветитьУдалить