Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки




Научная сфера: филолог и искусствовед
Место работы: Московский университет
Учёная степень: доктор словесности (1861), доктор теории и истории искусств (1889)
Учёное звание: заслуженный профессор (1873).


"Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одною, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается."
Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка.

Научная деятельность Ф. И. Буслаева.

Ф. И. Буслаев вошёл в русскую культуру в то время, когда в России началась активная деятельность по созданию отечественной науки. Будучи заинтересованным в изучении русского языка, литературы, искусства, Буслаев привнес в отечественную филологию следующие работы.
«О преподавании отечественного языка» (1844 г.) – основной труд Ф. И. Буслаева в истории русской методики преподавания родного языка в общеобразовательной русской школе, положивший начало теории и практике новой педагогической науки, которой не было аналогов ни в России, ни в Европе.
Ф. И. Буслаева всегда отличала потребность в изучении фундаментальных трудов своих предшественников в решении исследуемых вопросов, поэтому  он,  проанализировав античную и европейскую литературу по обучению и воспитанию учащихся, сумел создать и обосновать национально-ориентированную методику обучения отечественному языку, учитывая особенности русского языка как предмета обучения, воспитания и развития школьников.
В центре его научных интересов находились проблемы изучения диалектов, связи истории языка с историей страны. Он опубликовал в печати многочисленные статьи на эти темы – «Об эпических выражениях украинской поэзии» (1850), «О народности в древнерусской литературе и искусстве» (1857), «Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда» (1858) и др.
В 1861 издал труд «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков». В хрестоматию вошли 135 произведений, некоторые были подготовлены к печати по рукописям и опубликованы впервые. В том же году была опубликована книга Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» – яркое свидетельство мифологической школы в русской науке.
"Слово есть главное и самое естественное орудие предания. К нему, как к средоточию, сходятся все тончайшие нити родной старины, всё великое и святое, всё, чем крепится нравственная жизнь народа."
Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности.
Результатом изучения древнерусской иконописи, орнамента и миниатюр лицевых рукописей стал изданный в 1884 г. «Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й», принёсший Буслаеву мировую известность. В книге автор проследил связь между памятниками искусства, литературы и фольклора.
Буслаев относил себя к русской школе, приверженцами которой были также А. Н. Афанасьев, А. А. Котляревский и др. филологи. По его мнению, народное мировоззрение, народная мораль проявляются в первую очередь в языке и в мифологии. Народная поэзия, в понимании ученого, является нравственным идеалом. Называя «славянофильскую самостоятельность» одной из ложных и вредных для науки крайностей, Буслаев тем не менее считал ее «гораздо достойнее подначального западничанья».
В труде «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (т. 1-2, 1861) выступил последовательным представителем мифологической школы в российской науке. Позднее разделял взгляды сторонников миграционной теории, объяснявшей сходство фольклорных сюжетов и эпизодов у разных народов заимствованием. Ученый оставил потомкам интересные наблюдения, основанные на сопоставлении русского средневекового искусства с византийским и западноевропейским. В работе «Перехожие повести» (1874, опубликована в сборнике «Мои досуги», 1886) развивал идеи немецкого учёного Т. Бенфея о заимствованиях сюжетов и мотивов европейского фольклора с Востока. Занимался изданием древних рукописей и изучением икон («Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX»; т. 1-2, 1884). Ф. И. Буслаев одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Результаты исследований Буслаева обобщены в “Исторических очерках русской народной словесности и искусства” (СПб., 1861).
Буслаев полагал, что язык является средством «приобретение» мысли, в нем отражается вся жизнь народа. Он провозглашал необходимость сравнительно-исторического изучения родного языка после того, как усвоены его основные правила. Написанная Буслаевым в 1858 г. «Историческая грамматика русского языка» еще при жизни автора выдержала пять изданий, а со временем так стал называться университетский курс истории русского языка. Буслаеву принадлежит «Историческая грамматика по церковнославянскому и древнерусскому языку» (1861), в которую включены важнейшие письменные памятники средневековой Руси и их историко-литературный и лингвистический комментарий.

Список наиболее известных трудов:

  1. Преподавание отечественного языка: учебное пособие / Ф. И. Буслаев; [сост.: И. Ф. Протченко, Л. А. Ходякова]. — М.: Просвещение, 1992. — 511 с
  2. Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях. — Санкт-Петербург : журн. «Пантеон литературы», 1890. — 64 с.
  3. Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX. — 1884.
  4. Русская хрестоматия: Памятники древнерусской литературы и народной словесности с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, со словарём и указателем. — М., 1870.
  5. О преподавании отечественного языка / Соч. Федора Буслаева. — Москва : бр. Салаевы, 1867.
  6. О влиянии христианства на славянский язык: Опыт истории языка по Остромирову Евангелию. — М., 1848.
  7. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / сочинение Ф. Буслаева. — Санкт-Петербург : издание Д. Е. Кожанчикова, 1861.
Нугаева С.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку