Урок работы над ошибками
Уроки работы над ошибками проводятся после написания диктантов, сочинений и изложений. Для подготовки к уроку учителю необходимо систематизировать ошибки учащихся и проанализировать их, а также подобрать упражнения, ликвидирующие пробелы в знаниях учащихся. На уроке могут быть использованы обобщающие таблицы и схемы.
Этапы урока
работы над ошибками:
1. Оргмомент (1
– 2 мин.).
2. Слово
учителя (не более 5 мин.):
а) общая
характеристика качества выполненной работы (приведение количественных
показателей);
б) общий анализ
наиболее типичных ошибок (орфографических и пунктуационных).
3. Работа над
ошибками (время определяется количеством анализируемых ошибок):
а) работа над
орфографическими ошибками (обычно на уроке анализируется 5 – 6 орфограмм (в 5 классе
3 – 4), на каждую орфограмму отводится около 5 минут. Работа над
орфографической ошибкой включает в себя 3 этапа: 1) объяснение правильного
написания слова, в котором была допущена ошибка; 2) формулировка правила; 3)
закрепление.
б) работа над
пунктуационными ошибками (работа включает в себя разбор 3 – 4-х
пунктограмм (в 5 классе 2 – 3-х), на каждую из которых отводится около 5 минут.
Работа над пунктуационными ошибками состоит из трех этапов: 1) объяснение
постановки знаков препинания в предложении; 2) формулировка правила; 3)
закрепление;
в) индивидуальная
работа над ошибками (индивидуальная работа необходима, если какие-либо ошибки
не были рассмотрены на уроке; на этом этапе важно продумать, чем будут заняты
ученики, которым не нужно выполнять индивидуальную работу).
4. Подведение
итогов (не более 5 мин.).
5. Домашнее
задание (не более 5 мин.).
Основные
способы проведения работы над ошибками.
Работа
над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление
допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и
неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает
дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать
пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и
обобщать, закреплять полученные знания.
При творческом подходе учителя к данной
деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам,
умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что
итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые
учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны
быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.
Когда и где выполняется
работа над ошибками?
Работа над ошибками может проводиться в классе,
совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель
определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть
уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы.
Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком
выполнения действий.
Работу над ошибками проводят, как правило, после
контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных
учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок,
допущенных в каждой классной или домашней работе.
Основные этапы и формы
организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке можно выделить несколько
основных этапов:
·
консультация,
·
коррекция знаний и умений,
·
диагностика результатов,
·
оценочная деятельность.
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под
контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это
решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В
практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация
данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто
в обучающем процессе.
· Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки
в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению
педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске.
Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети
прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что
может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
Использование данной формы организации возможно
после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
· При данной форме организации урока один ученик выполняет
работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты
в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время,
затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль
над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок
мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
При такой организации работы возникает
необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не
допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность.
Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи
повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее
интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
· Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для
себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и
проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее
распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске
вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в
зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
Алгоритм действий
Работа над ошибками выполняется по определенному
алгоритму, определенному учителем.
Например, на уроках русского языка алгоритм
выглядит следующим образом:
· Просмотреть всю работу, обратить внимание на
исправления учителя.
· Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной
теме.
· Поставить ударение, выделить орфограммы.
· Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
·Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных
проверяемым.
Подобным же образом происходит работа над
синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена
ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению
учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее
рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала
проверяемой конструкции.
После творческих работ, например, сочинения или
изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К
основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и
лексико-стилистические.
Памятка-помощник
Некоторые учителя в своей практике используют
карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем
ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В
них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
·
Тема.
·
Примеры.
При проверке работы на полях тетради
ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу
учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности,
использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной
карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.
Проверка и подведение
итогов
В конце работы над ошибками следует
провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
· самопроверка;
·работа
в парах (в данном случае желательно, чтобы
уровень учащихся был разным);
·работа
в группах, когда сильный ученик может проверять и
давать консультации отстающим;
·работа со всем классом.
Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за
помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
В конце работы над ошибками необходимо подвести
итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки,
отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало
трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться
систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При
организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки
самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления
пройденного материала.
pedsovet.su/publ/26-1-0-5759
Спасибо за материал))
ОтветитьУдалитьДоброе утро, спасибо за информацию, поучительно, доступно и внятно
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила✔
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал . Очень легко и доступно !!!
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила , спасибо )
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал 🌸 информация доступная и необходимая
ОтветитьУдалитьИзучила лекцию, спасибо!
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила, спасибо за материал))
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию,все понятно!
ОтветитьУдалитьМагомедова Насиба
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила,спасибо за материал!
Спасибо за информацию
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию
ОтветитьУдалитьБлагодарю за материал, очень интересно
ОтветитьУдалитьМагомедова Айшат ,2 РО,2 группа
ОтветитьУдалитьматериал изучила, спасибо. Реут Екатерина 2РО 1группа
ОтветитьУдалитьМагомедова Багжат 2 курс РО 2 группа.
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал 🍀
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию!Материал изучила.
ОтветитьУдалитьЛЕКЦИЮ ИЗУЧИЛА.
ОтветитьУдалитьКОНСПЕКТ НАПИСАЛА.
СПАСИБО!
Давудова Патимат 1 группа 2 РО
ОтветитьУдалитьс лекцией ознакомилась, спасибо за материал)
Курбанова Раисат
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал!
Спасибо за полезную информацию 😊
ОтветитьУдалитьГаджиева Заира 2РО 1группа
ОтветитьУдалитьСпасибо.Лекцию изучила
Мусаева Наида.
ОтветитьУдалить"Лекцию изучила, спасибо за материал!"
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьДибирова Диана
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила.Спасибо за информацию.
Ахмедова Муъминат
ОтветитьУдалитьМатериал изучила, конспект составила
Муслимова Альбина 1 группа 2РО
ОтветитьУдалитьлекцию изучила ( проблемы с публикацией комментария)
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьМахмудова Гулисер
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила.
Зеленова Виолетта
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила, конспект составила
Майланкулиева Даяна
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила, конспект составила
Милана Меджидова, 1 гр. Готова отвечать
ОтветитьУдалитьАлхасова Расият 1 группа 2 РО
ОтветитьУдалить( проблемы с публикацией комментария)
Нурмагомедова Джамиля 2РО 1группа. Лекцию изучила, спасибо за материал✨
ОтветитьУдалитьКурбанмагомедова Милана 1 группа 2РО
ОтветитьУдалить( проблемы с публикацией комментария)
Добрый день! Исаева Марьям,2 группа. С лекцией ознакомилась, конспект написала, спасибо!
ОтветитьУдалитьДжабуева Сара 2гр
ОтветитьУдалитьКонспект изучила, большое спасибо!
Сурхаева Саида 1г.,2к.Р.О
ОтветитьУдалитьСпасибо за инфу
Алиева Ума, 2 группа
ОтветитьУдалитьЛекцию изучила, конспект сделала.
Спасибо за лекцию
ОтветитьУдалитьДля будущих филологов очень важно !!
ОтветитьУдалить👍👍спасибо
ОтветитьУдалитьСпасибо, материал был очень полезным!🌺
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал !!!
ОтветитьУдалить