Урок работы над ошибками



Уроки работы над ошибками проводятся после написания диктантов, сочинений и изложений. Для подготовки к уроку учителю необходимо систематизировать ошибки учащихся и проанализировать их, а также подобрать упражнения, ликвидирующие пробелы в знаниях учащихся. На уроке могут быть использованы обобщающие таблицы и схемы.
Этапы урока работы над ошибками:
1. Оргмомент (1 – 2 мин.).
2. Слово учителя (не более 5 мин.):
а) общая характеристика качества выполненной работы (приведение количественных показателей);
б) общий анализ наиболее типичных ошибок (орфографических и пунктуационных).
3. Работа над ошибками (время определяется количеством анализируемых ошибок):
а) работа над орфографическими ошибками (обычно на уроке анализируется 5 – 6 орфограмм (в 5 классе 3 – 4), на каждую орфограмму отводится около 5 минут. Работа над орфографической ошибкой включает в себя 3 этапа: 1) объяснение правильного написания слова, в котором была допущена ошибка; 2) формулировка правила; 3) закрепление.
б) работа над пунктуационными ошибками (работа включает в себя разбор 3 – 4-х пунктограмм (в 5 классе 2 – 3-х), на каждую из которых отводится около 5 минут. Работа над пунктуационными ошибками состоит из трех этапов: 1) объяснение постановки знаков препинания в предложении; 2) формулировка правила; 3) закрепление;
в) индивидуальная работа над ошибками (индивидуальная работа необходима, если какие-либо ошибки не были рассмотрены на уроке; на этом этапе важно продумать, чем будут заняты ученики, которым не нужно выполнять индивидуальную работу).
4. Подведение итогов (не более 5 мин.).
5. Домашнее задание (не более 5 мин.).

Основные способы проведения работы над ошибками.
Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.
Когда и где выполняется работа над ошибками?
Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.
Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:
·                консультация,
·                коррекция знаний и умений,
·                диагностика результатов,
·                оценочная деятельность.
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.
· Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
· При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
· Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
Алгоритм действий
Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем.
Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:
· Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
· Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
· Поставить ударение, выделить орфограммы.
· Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
·Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.
Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.
После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.
Памятка-помощник
Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
·                Тема.
·                Примеры.
При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.
Проверка и подведение итогов
В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
· самопроверка;
·работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
·работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
·работа со всем классом.
Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

pedsovet.su/publ/26-1-0-5759

Комментарии

  1. Доброе утро, спасибо за информацию, поучительно, доступно и внятно

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за материал . Очень легко и доступно !!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за материал 🌸 информация доступная и необходимая

    ОтветитьУдалить
  4. Лекцию изучила, спасибо за материал))

    ОтветитьУдалить
  5. Магомедова Насиба
    Лекцию изучила,спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
  6. Благодарю за материал, очень интересно

    ОтветитьУдалить
  7. материал изучила, спасибо. Реут Екатерина 2РО 1группа

    ОтветитьУдалить
  8. Магомедова Багжат 2 курс РО 2 группа.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за лекцию!Материал изучила.

    ОтветитьУдалить
  10. ЛЕКЦИЮ ИЗУЧИЛА.
    КОНСПЕКТ НАПИСАЛА.
    СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  11. Давудова Патимат 1 группа 2 РО
    с лекцией ознакомилась, спасибо за материал)

    ОтветитьУдалить
  12. Курбанова Раисат
    Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за полезную информацию 😊

    ОтветитьУдалить
  14. Гаджиева Заира 2РО 1группа
    Спасибо.Лекцию изучила

    ОтветитьУдалить
  15. Мусаева Наида.
    "Лекцию изучила, спасибо за материал!"

    ОтветитьУдалить
  16. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  17. Дибирова Диана
    Лекцию изучила.Спасибо за информацию.

    ОтветитьУдалить
  18. Ахмедова Муъминат
    Материал изучила, конспект составила

    ОтветитьУдалить
  19. Муслимова Альбина 1 группа 2РО
    лекцию изучила ( проблемы с публикацией комментария)

    ОтветитьУдалить
  20. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  21. Махмудова Гулисер
    Лекцию изучила.

    ОтветитьУдалить
  22. Зеленова Виолетта
    Лекцию изучила, конспект составила

    ОтветитьУдалить
  23. Майланкулиева Даяна
    Лекцию изучила, конспект составила

    ОтветитьУдалить
  24. Милана Меджидова, 1 гр. Готова отвечать

    ОтветитьУдалить
  25. Алхасова Расият 1 группа 2 РО
    ( проблемы с публикацией комментария)

    ОтветитьУдалить
  26. Нурмагомедова Джамиля 2РО 1группа. Лекцию изучила, спасибо за материал✨

    ОтветитьУдалить
  27. Курбанмагомедова Милана 1 группа 2РО
    ( проблемы с публикацией комментария)

    ОтветитьУдалить
  28. Добрый день! Исаева Марьям,2 группа. С лекцией ознакомилась, конспект написала, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  29. Джабуева Сара 2гр

    Конспект изучила, большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  30. Сурхаева Саида 1г.,2к.Р.О
    Спасибо за инфу

    ОтветитьУдалить
  31. Алиева Ума, 2 группа
    Лекцию изучила, конспект сделала.

    ОтветитьУдалить
  32. Для будущих филологов очень важно !!

    ОтветитьУдалить
  33. Спасибо, материал был очень полезным!🌺

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку