Методика обучения фонетике
1. Цели и содержание
работы по фонетике
Цель состоит в том,
чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка и заложить
основы для сознательного овладения нормами правописания и произношения.
Раздел «Фонетика»
изучается в 5 классе. Полученные знания повторяются в последних классах, а в
10-11 классах на факультативных занятиях. Чтобы познакомить учащихся со
звуковой системой русского языка, в раздел «Фонетика» включают ряд понятий:
звуки речи, гласные, звонкие/глухие, слог, ударение и ряд других. Все понятия
отражают существенные признаки звуковой системы русского языка. Усвоение их
поможет учащимся овладеть сознательно орфографическими и орфоэпическими
нормами.
2. Принципы изучения
фонетики:
1. Необходимо стремиться,
чтобы учащиеся определяли звуки речи при восприятии слова на слух, а затем уже
знакомились с их обозначением на письме. В школе фонетический разбор изучается
во взаимосвязи с графикой.
2. Должно осуществляться
систематическое целенаправленное сопоставление звуков и букв. В результате
реализации этих двух принципов у учащихся развивается речевой слух.
3. Важно, чтобы изучение
фонетики было связно с обучением нормам произношения звуков в словах, сочетаний
звуков в различных частях слова, с нормами ударения в словах. В результате
реализации этого принципа практической направленности в изучении фонетики у
учащихся формируются орфоэпические умения и навыки.
4. Успешно формировать у
учащихся базовые для усвоения орфографии фонетические понятия: гласные -
ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, шипящие
согласные, оглушенные и озвонченные согласные. В результате также будет
осуществляться практическая направленность в изучении фонетики, то есть
учащиеся будут подготовлены к изучению орфографии.
3. Трудности в изучении
фонетики
1. Основная трудность в
том, что учащиеся смешивают звуки и буквы. Эффективными являются упражнения в
определении звукового состава слова, например: «произнесите звуки в данном
слове (на слух), запишите произнесенное слово, какими буквами обозначены
указанные звуки». Подобные упражнения должны выполняться систематически, пока
не выработается навык.
2. Затруднение в выявлении
двойной роли букв «е, ё, ю, я».
3. Деление слова на слоги.
4. Графические обозначения
некоторых букв при фонетической транскрипции (щ -ш'- , cc - c- ,
я - йа).
5. Диалектические
произношения.
4. Методы обучения
фонетике
Сведения по фонетике
постоянно привлекаются для изучения других разделов русского языка, особенно
словообразования (при изучении чередований). При изучении остальных разделов
систематически проводится фонетический разбор. К теоретико-практическим методам
обучения фонетике относят фонетические и фонетико-графические упражнения.
Фонетические упражнения формируют различение звуков в словах, определение
смыслоразличительной роли звуков (лук-люк), деление слов на слоги, постановку
ударения в словах. Фонетико-графические упражнения способствуют тому, что
учащиеся учатся различать звуки и буквы: укажите звуки, укажите буквы. Все
упражнения дополняет фонетический разбор, который сопровождается графическим
разбором. Именно фонетический разбор является основным методом изучения
фонетики и графики в школе.
Порядок фонетического
разбора:
1. произнести слово,
передать звучание в транскрипции;
2. обозначить ударный слог,
разделить слово на слоги, указать, сколько в слове слогов;
3. охарактеризовать гласные
звуки (ударные - безударные);
4. охарактеризовать
согласные звуки (по твердости-мягкости, звонкости-глухости);
5. указать количество букв
и звуков;
6. отметить и объяснить
несовпадение количества букв и звуков.
Не каждое слово может
быть дано для фонетического разбора. Примеры слов, допустимых для разбора:
вкусный, семья, надпись, рассвет, купаться и им подобные.
При изучении фонетики
выполняются такие упражнения:
1) Подчеркните в тексте
слова, в которых количество букв соответствует количеству звуков; больше, чем
звуков; меньше, чем звуков.
2) Запишите слова с
сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы слов, где
согласные будут находиться перед гласными или сонорными.
3) Вписать буквы,
обозначающие гласные звуки, так, чтобы в словах первого ряда согласные читались
мягко, а второго ряда - твердо:
Р...в, м...л (ё,я)
Р...в, м...л (о, а)
4) Задания с элементами
занимательности, игры, занимательные рассказы
Литература в помощь:
Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к урокам русского языка». М., 1989
5. Средства
обучения фонетике
На уроках может
использоваться звукотехника «Звуковое пособие по русскому языку». Знакомим
учащихся с орфоэпическим словарем русского языка под ред. Аванесова или другим;
информация об ударении содержится и в толковом словаре. Можно использовать таблицы
и раздаточный материал.
Благодарю за интересную информацию !:) Вспомнила 1 курс фонетики 👍🏻
ОтветитьУдалитьБлагодарю за интересную информацию !:) Вспомнила 1 курс фонетики 👍🏻
ОтветитьУдалитьОго , узнала для себя много нового 😍
ОтветитьУдалитьМетоды обучения фонетике очень интересные и необходимые, спасибо за труд ✨
ОтветитьУдалитьКак много полезной информации!
ОтветитьУдалитьСпасибо
Очень познавательно, спасибо!
ОтветитьУдалитьФонетика - очень важный раздел по русскому языку!
ОтветитьУдалитьПолезна была информация 💣