Методика обучения фонетике

 



1. Цели и содержание работы по фонетике

Цель состоит в том, чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка и заложить основы для сознательного овладения нормами правописания и произношения.

Раздел «Фонетика» изучается в 5 классе. Полученные знания повторяются в последних классах, а в 10-11 классах на факультативных занятиях. Чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка, в раздел «Фонетика» включают ряд понятий: звуки речи, гласные, звонкие/глухие, слог, ударение и ряд других. Все понятия отражают существенные признаки звуковой системы русского языка. Усвоение их поможет учащимся овладеть сознательно орфографическими и орфоэпическими нормами.

2. Принципы изучения фонетики:

1. Необходимо стремиться, чтобы учащиеся определяли звуки речи при восприятии слова на слух, а затем уже знакомились с их обозначением на письме. В школе фонетический разбор изучается во взаимосвязи с графикой.

2.  Должно осуществляться систематическое целенаправленное сопоставление звуков и букв. В результате реализации этих двух принципов у учащихся развивается речевой слух.

3. Важно, чтобы изучение фонетики было связно с обучением нормам произношения звуков в словах, сочетаний звуков в различных частях слова, с нормами ударения в словах. В результате реализации этого принципа практической направленности в изучении фонетики у учащихся формируются орфоэпические умения и навыки.

4. Успешно формировать у учащихся базовые для усвоения орфографии фонетические понятия: гласные - ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, шипящие согласные, оглушенные и озвонченные согласные. В результате также будет осуществляться практическая направленность в изучении фонетики, то есть учащиеся будут подготовлены к изучению орфографии.

3. Трудности в изучении фонетики

1. Основная трудность в том, что учащиеся смешивают звуки и буквы. Эффективными являются упражнения в определении звукового состава слова, например: «произнесите звуки в данном слове (на слух), запишите произнесенное слово, какими буквами обозначены указанные звуки». Подобные упражнения должны выполняться систематически, пока не выработается навык.

2.     Затруднение в выявлении двойной роли букв «е, ё, ю, я».

3.     Деление слова на слоги.

4.     Графические обозначения некоторых букв при фонетической транскрипции (щ -ш', cc - c, я - йа).

5.     Диалектические произношения.

4. Методы обучения фонетике

Сведения по фонетике постоянно привлекаются для изучения других разделов русского языка, особенно словообразования (при изучении чередований). При изучении остальных разделов систематически проводится фонетический разбор. К теоретико-практическим методам обучения фонетике относят фонетические и фонетико-графические упражнения. Фонетические упражнения формируют различение звуков в словах, определение смыслоразличительной роли звуков (лук-люк), деление слов на слоги, постановку ударения в словах. Фонетико-графические упражнения способствуют тому, что учащиеся учатся различать звуки и буквы: укажите звуки, укажите буквы. Все упражнения дополняет фонетический разбор, который сопровождается графическим разбором. Именно фонетический разбор является основным методом изучения фонетики и графики в школе.

Порядок фонетического разбора:

1.     произнести слово, передать звучание в транскрипции;

2.     обозначить ударный слог, разделить слово на слоги, указать, сколько в слове слогов;

3.     охарактеризовать гласные звуки (ударные - безударные);

4. охарактеризовать согласные звуки (по твердости-мягкости, звонкости-глухости);

5.     указать количество букв и звуков;

6.     отметить и объяснить несовпадение количества букв и звуков.

Не каждое слово может быть дано для фонетического разбора. Примеры слов, допустимых для разбора: вкусный, семья, надпись, рассвет, купаться и им подобные.

При изучении фонетики выполняются такие упражнения:

1) Подчеркните в тексте слова, в которых количество букв соответствует количеству звуков; больше, чем звуков; меньше, чем звуков.

2) Запишите слова с сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы слов, где согласные будут находиться перед гласными или сонорными.

3) Вписать буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы в словах первого ряда согласные читались мягко, а второго ряда - твердо:

Р...в, м...л (ё,я)

Р...в, м...л (о, а)

4) Задания с элементами занимательности, игры, занимательные рассказы

Литература в помощь: Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к урокам русского языка». М., 1989

 5. Средства обучения фонетике

На уроках может использоваться звукотехника «Звуковое пособие по русскому языку». Знакомим учащихся с орфоэпическим словарем русского языка под ред. Аванесова или другим; информация об ударении содержится и в толковом словаре. Можно использовать таблицы и раздаточный материал.

Комментарии

  1. Благодарю за интересную информацию !:) Вспомнила 1 курс фонетики 👍🏻

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за интересную информацию !:) Вспомнила 1 курс фонетики 👍🏻

    ОтветитьУдалить
  3. Ого , узнала для себя много нового 😍

    ОтветитьУдалить
  4. Методы обучения фонетике очень интересные и необходимые, спасибо за труд ✨

    ОтветитьУдалить
  5. Как много полезной информации!
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
  6. Фонетика - очень важный раздел по русскому языку!
    Полезна была информация 💣

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку