Задачи и роль изучения лексики и фразеологии в школе




Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Без лексики не было бы и языка. Номинативный фонд языка попол­няют также и фразеологизмы. Лексика пронизывает язык во всех направлениях: звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; морфологические категории рассмат­риваются только в слове; предложения тогда становятся коммуни­кативно значимыми, когда они наполнены словами. Без слов не может быть никакой научной информации. Следователь­но, изучение лексики и фразеологии в школе чрезвычайно важно.
          Изучение данного раздела в школе имеет как познава­тельные (образовательные), так и практические цели. Познавательные цели работы по лексике и фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, развитие у учащихся языкового эстетического идеала. В лексике наиболее наглядно проявляется связь языка с жизнью общества: появление нового требует слова для его обозначения, уход из употребления какого-либо предмета, явления влечет за со­бой постепенное забывание слова, служившего его названием.
Таким образом, изучение лексики и фразеологии существенно пополняет зна­ния школьников о русском языке. Ученики получат сведения о том, что слова и фразео­логизмы в языке не изолированы друг от друга, а объединены в группы.
        Особое значение имеет развитие у школь­ников лексико-семантического взгляда на слово, который проявляется в умении учащихся выделять в слове лексическое значение (в противоположность граммати­ческим значениям) и устанавливать семантические (смысловые) связи данного слова с другими словами. Эти умения специально формируются при изучении лексики и закрепляются при изучении не­лексического материала, а также на уроках развития связной речи учащихся.
           Практические цели изучения лексики и фразеологии — формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологичес­ких умений — способствуют созданию предпосылок для работы по русскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамма­тике, по обогащению словарного запаса учащихся.
Овладение орфографическими умениями тесно связано с усво­ением ряда сведений о слове. Так, пони­мание структурной и семантической близости слов дает опору для подбора проверочных написаний. Знакомство с синонимами и антонимами облегчает работу по формированию навыков слитного и раздельного написания не и ни с именными частями речи и наре­чиями.
        Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся — по обога­щению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико-стилистическими нормами, по формированию монологической речи.
Вырабатывается умение пользоваться толковым словарем.

Овладение лексико-стилистическими нормами связано со знанием сочетаемости слов и фразеологизмов в зависи­мости от их семантики. Выбор слов и фразеологизмов при созда­нии текста определяется, наряду с другими причинами, их стилис­тическими свойствами, способностью слов к возможному замещению друг другом в сходном лексическом окружении.
Кроме того, знание учащимися лексикологических и фразеологических по­нятий обеспечивает условия для ознакомления детей с языковыми особенностями изучаемых литературных произведений.

Таким образом, обобщив все сказанное выше, можно сделать следующие выводы.

Цели обучения лексике и фразеологии:

·         дать общее представление о лексической системе русского языка;

·         научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц в речи;

·         познакомить учащихся с различными способами пополнения словарного запаса;

·         сформировать умения использовать лексические единицы в соответствии с их лексическим значением и коммуникативной целесообразностью.

Задачи обучения лексике и фразеологии:

·         познакомить учащихся с основной единицей лексического уровня − словом;

·         расширить словарный запас учащихся;

·         научить школьников пользоваться толковым словарем русского языка, словарем синонимов, антонимов и другими лингвистическими словарями;

·         расширить знания учащихся о языке.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку