Лексика как самостоятельный раздел школьного курса. История вопроса.

           

Лексика и фразеология в качестве самостоятельного раздела изучаются в школе с 1970 года. Их включение в школьную прог­рамму по русскому языку повысило практическую направленность обучения и интерес к предмету. Так, за непродолжительный срок изучения названных разделов сложилась новая область методики преподавания русского языка — методика лексики и фразеологии.

Отсутствие в прошлом лексики в школьном курсе русского язы­ка объясняется тем, что методисты и учителя недооценивали ее большое значение для формирования как речевых, так и орфогра­фических умений и навыков, поскольку видели основу развития уме­ний и навыков только в грамматике.
           Работу над лексическими понятиями еще в середине XIX века рекомендовал проводить Ф. И. Буслаев, который провозгласил прин­цип всестороннего изучения языка. Он впервые ввел в школьный курс русского  языка изучение отдельных лексических по­нятий, таких, как  основное  и переносное значение слов, синонимика, архаизмы, заимствованные слова, диалектизмы.
             До семидесятых годов некоторые лексикологические и фразеологи­ческие понятия все же иногда отражались в действующих программах, но не всегда. Соответственно в учебниках того периода практически от­сутствовали упражнения по лексике.
           Но знание лексических понятий было необходимо, поскольку уроки русского языка призваны были пополнять словарный запас учащихся. Важно было знание основ лексики и для уроков литературы, так как школьники должны были определять характерные языковые черты изучаемых литературных произведений.
Тем не менее в качестве самостоятельного раздела науки о языке лексика включалась лишь в проекты программ.

Ее длительное отсутствие в школьном курсе русского языка связано прежде всего с тем, что лексикология  начала свое становление лишь в 30-е годы двадцатого столетия после публикации «Кур­са русского литературного языка» Л. А. Булаховского (1934), где впервые был помещен раздел «Лексика». В 50-е и в 60-е годы 20 века В. В. Виноградовым, Ахмановой, Н. М. Шанским, Д. Н. Шмеле­вым, и др. были проведены фундаментальные исследования в области лексикологии и фразеологии. В результате были определены системные отношения в самой лексике, а также ее систем­ные связи с другими уровнями языка.
          В 60—70-е годы 20 века после разработки научных основ  лексикологии современного русского литературного языка, известные методисты того времени занялись разработкой вопросов содержания и приемов изучения лексики в школе. В эти годы М. Т. Барано­вым, А. В. Прудниковой,  К. А. Сидоренко, В. А. Мызиной и другими были проведены методические исследования, направленные на выяснение роли лекси­ки в формировании умений и навыков учащихся, содержания работы по лексике, принципов и методов изучения данного раздела. Результаты методических исследований позволили определить лексикологические и фразеологические понятия, которые необходи­мо изучать в школе. В 1970 году они были включены в программу, авторами которой являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Эта программа с незначительными изменениями действует с 1968 года по настоящее время и до сих пор является  наиболее оптимальной и продуманной из всех ныне действующих программ по русскому языку. К этому можно добавить, что один из её разработчиков, М.Т. Баранов, внёс огромный вклад в развитие методики изучения лексики и во многом способствовал внесению лексики как самостоятельного раздела в курс русского языка средней школы.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку