Приемы обучения русскому языку

 


Приемы обучения русскому языку - это конкретные действия учителя и учащихся, которые выполняются при использовании любого метода. Метод реализуется через посредство конкретных приёмов. Приёмыэто детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.

Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.

Методическими приемами являются следующие: анализ (языковой разбор), сравнение, сопоставление, обобщение, алгоритмизация, решение поисковых задач, выполнение различных упражнений.

Основные приемы обучения -  это сравнение и сопоставление. Только сравнивая и сопоставляя наблюдаемые явления, мы учимся отличать их. Изучение грамматических фактов без сравнения их с ранее изученными затруднило бы запоминание новых сведений. Так, прием сравнения можно использовать на уроках фонетики, когда сравниваются звуки и буквы, гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие и т.д. На уроках морфологии мы сравниваем знаменательные и служебные части речи, причастие и прилагательное, причастие и деепричастие и т.д. На уроках синтаксиса сопоставляем второстепенные члены предложения, ПП и СП, ССП и СПП и т.д.

На уроках русского языка постоянно используется языковой анализ. Это совокупность методических приемов, систематически применяемых при изучении всех сторон языка: фонетики, лексики, словообразования, грамматики, орфографии, пунктуации, стилистики – с целью выявления структуры, типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использования в тексте и проч.  Таким образом, под языковым анализом мы понимаем грамматический разбор всех видов (фонетический, орфографический, пунктуационный, лексический, словообразовательный, морфемный, стилистический и т.д.).  Языковой разбор, как основной прием, используется на каждом уроке.

Особо отметим связь анализа с таким приемом, как синтез. Чтобы научиться строить сложные синтаксические конструкции (синтез), учащимся необходимо предварительно много наблюдать изучаемые явления, анализировать их. Если анализ представляет собой разъединение какого-либо материала на составные части с целью его тщательного изучения, т.е. на специально подобранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, производят анализ какого-то явления, то  синтез – это объединение в единое целое данных, полученных в результате анализа. В зависимости от того, что является первоначальным, выделяют два способа подачи материала: индукция – начинается с анализа, дедукция – начинается с синтеза. Например, чтобы научиться строить сложные синтаксические конструкции, нужно много наблюдать, научиться устанавливать смысловые и структурные связи таких предложений, т.е. уметь анализировать.

В связи с этим упражнения, выполняемые на уроках русского языка, можно разделить на аналитические и синтетические.

Аналитические упражнения (пассивные) – это упражнения по готовому тексту (перепишите, распределите по двум колонкам, найдите в тексте изучаемые языковые явления…). Синтетические упражнения – это задания на конструирование по предложенным образцам.

Так что же такое упражнение? Упражнение – это повторное (многократное) выполнение умственного и практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Упражнения также можно разделить  на устные и письменные. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи, внимания учащихся; отличаются динамичностью, не требуют существенных затрат времени на ведение записей.  Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении; способствуют развитию культуры письменной речи, самостоятельности в работе.

Требования к упражнениям: сознательный подход учащихся к упражнениям;  соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений от заучивания и запоминания учебного материала через воспроизведение и применение ранее усвоенного к самостоятельному переносу изученного в нестандартные ситуации, т. е. его творческому применению в практической деятельности.

Обращение к алгоритмам в методике обучения русскому языку не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических и пунктуационных навыков, вначале должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного действия на части. Учителя всегда стремились упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия. И тогда появились устные инструкции и указания, по-особому составленные схемы и таблицыстихотворные правила. Алгоритмизация производится на основе специально подготовленных материалов и заключается в логически последовательных операциях, которые приводят к правильному применению грамматических определений и правил. Сам алгоритм – это развёрнутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило не одно и то же. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря чёткому описанию «шагов» в применении правила. Использование алгоритмических предписаний – один из методов, в котором выражается репродуктивная (самовоспроизводящая) деятельность учащихся.

Чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать, каким материалом они владеют, а каким нет, какие операции являются для них элементарными, а какие сложными. Кроме того, чтобы успешно пользоваться алгоритмами на ранних этапах обучения, целесообразно объяснить школьникам и само понятие алгоритма как хода рассуждения, записанного в виде схемы. Таким образом, алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике.

При самостоятельной работе над теоретической частью учебника используются такие приёмы, как членение текста на части, выделение основных мыслей, составление плана, выборочное чтение и др.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку