Основные методы изучения нового материала на уроках русского языка

 



Большинство методистов русского языка основными методами изучения нового материала по характеру деятельности и учителя, и учащихся (процесс обучения двусторонний) считают следующие: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа (по учебнику).

Слово учителя реализуется в виде краткого сообщения учителя, в виде его более или менее распространенного рассказа, реже в форме лекции («Общие сведения о языке», «Русский язык как язык межнационального общения»). Это один из объяснительно-иллюстративных методов, при котором учитель сообщает материал в готовом виде, приводит собственные примеры, а ученики активно слушают, запоминают и воспроизводят. Данный метод используется в основном при изучении таких тем, по которым у учащихся на момент изучения нет сведений («Обособление согласованных определений»). При объяснении нового материала слово учителя является запланированным и должно быть логичным, мотивированным и доступным в понимании. Учащиеся 5–7 классов способны воспринимать непрерывное выступление учителя продолжительностью до 20 минут, учащиеся 8–9 классов — до 30 минут, старшеклассники могут воспринять лекцию, продолжающуюся весь урок. При подготовке к устному выступлению необходимо помнить о том, что у учеников средних классов основной является зрительная память, поэтому любое объяснение учителя должно сопровождаться записями на доске, желательно использование схем, таблиц, рисунков, причем цветные иллюстративные материалы воспринимаются и запоминаются лучше, чем черно-белые.

Слово учителя как метод используется не только при объяснении нового материала, но и при закреплении и обобщении, особенно если обобщения требует значительный по объему материал.

Слово учителя может быть незапланированным — в том случае, если оно представляет собой разъяснение не понятого учащимися материала или ответ на вопрос ученика.

Метод беседы - это диалог учителя и ученика с той лишь разницей, что вопросы задает учитель, который подводит учащихся к нужным выводам,  обобщает сказанное и предлагает повторить. Метод беседы используется тогда, когда класс подготовлен к восприятию новой темы, поскольку учащиеся имеют уже определенную базу по данному вопросу («Понятие о СП» в 9 классе).

В зависимости от конкретных задач выделяют различные виды бесед.

Сообщающая беседа характеризуется тем, что учитель излагает новый материал, который учащиеся способны проиллюстрировать примерами из уже изученного материала или опираясь на собственное  владение языком. Так, например, сообщающая беседа может быть широко применена при изучении лексикологии, поскольку учащихся можно широко привлекать к толкованию значений слов и фразеологизмов, к подбору примеров устаревших и новых слов и подобным темам.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа. В ходе эвристической беседы учитель в определенной последовательности задает вопросы, ответы на которые приводят учащихся к самостоятельным выводам и формулировкам. Вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Успех проведения беседы во многом зависит от правильности постановки вопросов. При подготовке вопросов учитель должен руководствоваться следующими принципами: вопрос должен быть кратким, четко сформулированным, не допускающим двоякого толкования и нескольких возможных правильных ответов, не подсказывающим ответа своей формулировкой, не предполагающим однословного положительного или отрицательного ответа.

В целом метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует познавательную деятельность учащихся; развивает их память и речь; является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:  требует много времени и достаточного запаса знаний учащихся;  содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти).

Метод наблюдения и анализа, как и беседа, относится к разряду эвристических методов и состоит в наблюдении над языком. Учитель организует наблюдение над языковым материалом. Чаще анализ проводится по таблицам, по тексту, заранее написанному на доске или спроецированному на экран. Ученики, зачитывая примеры из таблицы, делают собственные выводы, приводят свои примеры («Способы выражения подлежащего»).

Наблюдение над языком, безусловно, может помочь в формулировании определений и правил, но оно должно быть тщательно продумано и организовано; сделанные учениками выводы должны быть скорректированы и повторены учителем.

Метод самостоятельной работы можно использовать тогда, когда новый материал не является трудным для учащихся («Склонение причастий»). Учащимся предлагают самостоятельно прочитать параграф и составить план ответа или ответить на поставленные вопросы.

Если в начальных классах работа с учебником на уроках осуществляется главным образом под руководством учителя, то в дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: 1) конспектирование – краткая запись содержания прочитанного; 2) составление плана текста; план может быть простой и сложный; для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Этот метод, к сожалению, получил широкое распространение, и это крайне ошибочно (пример самостоятельного  изучения деепричастия).

На некоторых уроках учителя используют названные методы в комплексе. Например, слово учителя может переходить в беседу, а беседа, в свою очередь, может сопровождать метод наблюдения и анализа.

Выбор метода в каждом конкретном случае зависит от следующих факторов: 1) характера материала: абсолютно новый или очень сложный материал должен быть объяснен учителем; 2) уровня языковой подготовки учащихся; 3)  материальной базы (наличие тех или иных ТСО).  Главным требованием к урокам объяснения нового материала является сознательное усвоение изучаемого материала. Чтобы этого добиться и помочь учащимся сделать очередной шаг в изучении родного языка, необходимо тщательно разъяснять вводимые термины и понятия. При этом вполне оправданно познакомить учащихся с этимологией или переводом лингвистического термина, что привлечет их внимание, а значит, останется в памяти.

На начальном этапе изучения какой-либо темы вполне допустимо минимизировать формулировки и правила либо расчленять их. Например, изучая тему «Составное именное сказуемое», логично после общей характеристики этого типа сказуемого сначала отработать способы выражения приименной части, а затем обратиться к способам выражения именной. Примеры, иллюстрирующие новый материал, должны быть четкими и убедительными (и, добавим, «чистыми» и ясными для самого учителя).

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку