О классификации методов в дидактике и методике

 



Это один из наиболее сложных вопросов, спорных. Существует более двухсот формулировок понятия метод обучения. Но мы за основу возьмем следующее толкование. Под методом в дидактике и методике понимают способ совместной деятельности обучающего и обучающегося для достижения определенных результатов в усвоении знаний, умений и навыков. Это сотрудничество учителя и ученика при решении определенных учебных задач. Под методом часто понимают совокупность определенных действий. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования или познания».

Под приемом обычно понимается тоже способ учебной деятельности, однако в более узком смысле, как конкретное действие учителя и школьника. Таким образом, метод включает в себя приемы. Понятие метод шире понятия прием обучения, поскольку метод реализуется в конкретных приемах. Метод и прием соотносятся, как целое и его часть, как общее и частное. Однако в практике обучения эти понятия часто отождествляются, а сами термины используются, как синонимичные.

 Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы  кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Если говорить о методах обучения, то нельзя не упомянуть основоположника МПРЯ Ф.И. Буслаева и его работу «О преподавании отечественного языка» (1844).  Этот научный труд вызвал  широкий резонанс в обществе, так как впервые на первый план выступала личность ученика, а смыслом обучения становилось воспитание.

Буслаев упоминает два основных метода преподавания: гейристический (эвристический) и историко-догматический (объяснительно-иллюстративный). Эти термины используются и в современной дидактике и методике.

 Суть гейристического метода заключается в том, что учитель преподносит материал так, чтобы ученик своим умом доходил до того, чему его хотят научить. Смысл же историко-догматического метода в подаче готового материала «без всякого с его [ученика] стороны пытания». Буслаев считает, что каждый метод имеет право на существование, но каждому из них своё время и место. Например, гейристический метод не может быть применён к истории, так как «ученик никоим образом не дойдет своим собственным рассуждением до факта, подлежащего только памяти», однако он вполне пригоден для изучения математики, философии или отечественного языка. Тем не менее, гейристический метод тоже не всегда приемлем в преподавании родного языка, например, в случае с обучением юных учеников: «Малые дети, без запаса наглядного знания и без умения выражаться о чем-либо определенно, не могут с первого раза обучаться гейристически».

Известный методист Л.П. Федоренко классифицирует методы преподавания русского языка в зависимости от этапов уроков, на которых используются те или иные методы. Так, методы изучения нового материала (слово учителя, беседа, работа по учебнику) она называет методами теоретического изучения языка. Следующая группа методов называется ею методами теоретико-практического изучения языка. По иной классификации их называют методами формирования умений и навыков. К ним относятся языковой разбор, упражнения, обучающие диктанты и т.д.. Третья группа методов – методы практического изучения языка. Если теоретико-практические методы используются в основном при закреплении,  на уроках повторения, то методы практического изучения языка используются на специальных уроках развития речи при написании изложений, сочинений, т.е. при выполнении различных творческих работ, связанных с продуцированием речи.

Следующая классификация (И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина) – классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся, она включает в себя 5 методов.

Объяснительно-иллюстративный – метод, состоящий в предъявлении готовой информации учителем и усвоении ее учащимися.

Репродуктивный – метод, предполагающий организацию воспроизведения, репродуцирования способов деятельности, о которых учитель сообщил ранее и образец выполнения которых показал (выполнение типовых упражнений).

Метод проблемного изложения – метод, предполагающий постановку проблемы учителем; учитель сам решает эту проблему, но непременно демонстрирует противоречивые пути самого процесса познания, иллюстрируя культуру мышления в ходе решения проблемы.

Частично-поисковый (эвристический) метод – метод, предполагающий первоначальное овладение учащимися отдельными элементами поисковой деятельности (например, учитель ставит проблему, ученики выдвигают только гипотезу, либо учитель излагает факты, а учащиеся делают выводы).

         Исследовательский – метод, предполагающий организацию учителем поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач. Поставленную проблему учащиеся решают самостоятельно. В ходе решения проблемы учащиеся обнаруживают способность использовать знания и умения в новой ситуации, появляется альтернативное мышление и видение новых проблем.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку