Mесто фонетики в школьном курсе русского языка
Фонетика как раздел
языкознания не всегда изучался в школе как самостоятельный. Фонетические
сведения давались в практическом плане. В нестоящее время в программе этому
разделу отводятся специальные часы (около 20 часов). Фонетика изучается в 5
классе после вводного курса.
Фонетика —
раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Основные цели изучения этого
раздела таковы:
1) дать учащимся
представление о звуковой системе языка:
а) научить их
расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать и воспроизводить их вне
речевого потока;
б) на этой основе преодолеть
возможные представления о тождестве звука и буквы, научить учащихся видеть
соответствия и несоответствия между произношением и написанием;
в) добиться осознания
учащимися основных фонетических процессов русского языка (без введения
соответствующих терминов): качественная редукция безударных гласных, позиционное
оглушение, озвончение и смягчение, выпадение согласных, произношение [в] на
месте буквы «г» в словах типа его;
г) использовать
осознанные фонетические процессы для обучения выразительному чтению и орфоэпическим
нормам русского языка;
Хотя фонетика изучается в один этап в 5 классе и на это
отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и
практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном
виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвязанных единиц; кроме
того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется
орфографическая зоркость.
Раздел фонетики во всех
трех комплексах не содержит сведений о фонологии и, соответственно, не
различает абстрактных и конкретных фонетических единиц (фонем и звуков). Содержание
раздела фонетики во всех трех комплексах приблизительно совпадает. Так, в них
изучаются следующие лингвистические понятия: звук речи, гласные звуки, ударные
и безударные гласные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные
и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные
и непарные), шипящие согласные, слог, ударение.
Изучение фонетики в 5 классе опирается на
изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее:
1) слова состоят из
звуков,
2) звуки делятся на
гласные и согласные,
3) гласные бывают
ударные и безударные,
4) гласный образует
слог,
5) согласные делятся на
глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие,
6) звонкие парные в
конце слова и перед глухими заменяются глухими,
7) на письме звуки
обозначаются буквами, которые составляют алфавит.
В начальной школе у
учащихся должны быть сформированы следующие умения:
1) выделять на слух
звуки и называть их,
2) устанавливать
последовательность и количество звуков,
3) различать глухие и
звонкие согласные, определять их парность,
4) различать твердые и
мягкие согласные,
5) определять ударение
в слове,
6) называть ударные и
безударные гласные,
7) правильно называть
буквы алфавита,
8) записывать слова в
их графическом облике.
Раздел фонетики, расположенный после
повторения изученного в начальной школе, начинает систематический курс русского
языка в 5–9 классах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя:
учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах
сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано
то, что в разделе фонетики содержится не так много нового материала, а основное
место занимает повторение, обобщение, применение на более сложном языковом
материале уже полученных в начальной школе знаний.
Новым в разделе
фонетики в 5 классе для учащихся будет следующий теоретический материал:
1) особенности
образования гласных и согласных звуков,
2) парность согласных
по твердости / мягкости,
3) позиционное
смягчение согласных (без введения термина),
4) позиционное
озвончение согласных (без введения термина).
Учащиеся должны
овладеть следующими новыми умениями:
1) определять парность
твердых и мягких согласных,
2) правильно делить
слова на фонетические слоги,
3) устанавливать
звуковое значение букв алфавита в словах.
👍👍
ОтветитьУдалитьОчень интересно 🔥❤
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалитьВаааау! Узнала много полезного 😉❤️
ОтветитьУдалить👍👍доступно и понятно
ОтветитьУдалитькак всегда 👌👏 понятно и полезно
ОтветитьУдалитьИнтересно
ОтветитьУдалитьВсё понятно и просто, спасибо ʚ♡⃛ɞ(ू•ᴗ•ू❁)
ОтветитьУдалить