Mесто фонетики в школьном курсе русского языка


Фонетика как раздел языкознания не всегда изучался в школе как самостоятельный. Фонетические сведения давались в практическом плане. В нестоящее время в программе этому разделу отводятся специальные часы (около 20 часов). Фонетика изучается в 5 классе после вводного курса.

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Основные цели изучения этого раздела  таковы:

1) дать учащимся представление о звуковой системе языка:

а) научить их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать и воспроизводить их вне речевого потока;

б) на этой основе преодолеть возможные представления о тождестве звука и буквы, научить учащихся видеть соответствия и несоответствия между произношением и написанием;

в) добиться осознания учащимися основных фонетических процессов русского языка (без введения соответствующих терминов): качественная редукция безударных гласных, позиционное оглушение, озвончение и смягчение, выпадение согласных, произношение [в] на месте буквы «г» в словах типа его;

г) использовать осознанные фонетические процессы для обучения выразительному чтению и орфоэпическим нормам русского языка;  

Хотя фонетика  изучается в один этап в 5 классе и на это отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвязанных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость.

Раздел фонетики во всех трех комплексах не содержит сведений о фонологии и, соответственно, не различает абстрактных и конкретных фонетических единиц (фонем и звуков). Содержание раздела фонетики во всех трех комплексах приблизительно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистические понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные и непарные), шипящие согласные, слог, ударение.

 Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее:

1) слова состоят из звуков,

2) звуки делятся на гласные и согласные,

3) гласные бывают ударные и безударные,

4) гласный образует слог,

5) согласные делятся на глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие,

6) звонкие парные в конце слова и перед глухими заменяются глухими,

7) на письме звуки обозначаются буквами, которые составляют алфавит.

В начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие умения:

1) выделять на слух звуки и называть их,

2) устанавливать последовательность и количество звуков,

3) различать глухие и звонкие согласные, определять их парность,

4) различать твердые и мягкие согласные,

5) определять ударение в слове,

6) называть ударные и безударные гласные,

7) правильно называть буквы алфавита,

8) записывать слова в их графическом облике.

 Раздел фонетики, расположенный после повторения изученного в начальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5–9 классах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много нового материала, а основное место занимает повторение, обобщение, применение на более сложном языковом материале уже полученных в начальной школе знаний.

Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следующий теоретический материал:

1) особенности образования гласных и согласных звуков,

2) парность согласных по твердости / мягкости,

3) позиционное смягчение согласных (без введения термина),

4) позиционное озвончение согласных (без введения термина).

Учащиеся должны овладеть следующими новыми умениями:

1) определять парность твердых и мягких согласных,

2) правильно делить слова на фонетические слоги,

3) устанавливать звуковое значение букв алфавита в словах.

Комментарии

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Ваааау! Узнала много полезного 😉❤️

    ОтветитьУдалить
  3. как всегда 👌👏 понятно и полезно

    ОтветитьУдалить
  4. Всё понятно и просто, спасибо ʚ♡⃛ɞ(ू•ᴗ•ू❁)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку