Принципы, методы и приемы изучения фонетики
При изучении фонетики
используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных
разделов лингвистики принципы, так и частнометодические — применяющиеся
именно при обучении фонетике.
К общеметодическим
относятся экстралинвистический принцип (соотнесение звуковой
последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный
принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях —
фонемы — выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной
роли русского ударения) и системный принцип (установление связей
между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).
К частнометодическим
фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся,
сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.
Изучение фонетики в
школе тесно связано с орфографией, поскольку параллельно с курсом фонетики
учащиеся должны усвоить или закрепить более 10 орфограмм (правила правописания
безударных гласных в корне, обозначение мягкости согласных, употребление
разделительных знаков и т.д.)
Методы изучения
нового материала по фонетике те же, что и при изучении других разделов курса (слово
учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа). Но предпочтение
следует отдавать методу наблюдения и анализа. Школьники должны наблюдать за
речью учителя и учащихся.
В национальной школе,
где изучение раздела носит больше практический характер, принято говорить о
других основных принципах – имитационном
и артикуляционном. Первый предполагает подачу учащимся
произношения звука, слова, после чего учащиеся должны повторить данное действие
за учителем. Трудные звуки обычно даются в минимальных парах типа пил – пыл, был - быль. Артикуляционный метод требует показа
артикуляции, т.е. расположения органов речи при произношении того или иного
звука. При этом можно использовать специальные артикуляционные схемы.
Одним из основных
приемов усвоения и закрепления знаний, выработки навыков является фонетический
разбор, который представляет собой звуко-буквенный анализ слова,
поэтому его называют фонетико-графическим разбором слова.
На уроках фонетики
выполняются разнообразные упражнения как устного, так и письменного характера,
но преобладают устные. Часто практикуется хоровое или индивидуальное
проговаривание слов.
Для формирования
фонетических умений могут быть использованы следующие типы упражнений:
1) произнесите
звуки без опоры на написанный текст;
2) проанализируйте
артикуляцию произносимых звуков;
3) определите, какими звуками различаются слова в
парах;
4) запишите слова в три
столбика: в первый – слова, в которых количество звуков и букв совпадает, во
второй – слова, в которых букв больше, чем звуков, в третий – слова, в которых
звуков больше, чем букв;
5) из ряда слов найдите
единицы с определенными фонетическими признаками (например, слова, содержащие
только мягкие согласные);
6) сгруппируйте единицы по общности
фонетических признаков (например, разделите слова на группы по месту ударения);
7) сгруппируйте единицы
по общности графических признаков (например, разделите слова на группы по
способу обозначения мягкости, значению йотированных гласных букв);
8) разделите слова на
фонетические слоги и на слоги для переноса;
9) укажите место
ударения в слове;
10) приведите примеры
слов с заданными фонетическими характеристиками.
На уроках фонетики
нередко даются упражнения занимательного характера. Например, «четвертое
лишнее»: мышь, олень, лось, лосось (в первом слове ш всегда твердый, а в других словах мягкий знак обозначает мягкость
предшествующего согласного). Можно предложить ученикам проанализировать
стихотворения, в которых рифмуются фразы со словами, различающимися одним
звуком и т.д.
При объяснении нового
материала по фонетике активно используются средства наглядности: различного рода таблицы, опорные конспекты, а
также артикуляционные схемы.
На уроках изучения
фонетики могут использоваться технические средства обучения, напр.
диктофоны, с помощью которых можно записать упражнения на произношение тех или
иных звуков.
Таким образом, в курсе
фонетики ученики должны приобрести следующие умения и навыки:
1) расчленять звучащую
речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова;
2) грамотно произносить
звуки вне звучащей речи, не используя при этом названия букв;
3) называть по порядку
все звуки, из которых состоит то или иное слово;
4) характеризовать
звуки по следующим признакам: гласные — по ударности / безударности, согласные
— по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости (с
указанием парности);
5) описывать
фонетические процессы в слове: реализацию гласных в безударных слогах,
позиционное озвончение / оглушение, смягчение;
6) проводить
соответствие между звуковым и графическим обликом слова: указать, какими
буквами обозначены звуки в слове;
7) разделять слово на
фонетические слоги;
8) группировать слова с
общностью фонетических признаков (например, с подвижным ударением или с подвергшимися
оглушению согласными);
9) делать фонетический
разбор слова.
Курс фонетики призван
также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание
учащихся на звучащую речь с точки зрения дикции и интонирования.
👍👍
ОтветитьУдалитьСпасибо за лекцию 🤍
ОтветитьУдалитьОчень познавательно 😍спасибо
ОтветитьУдалитьОчень полезная информация 👍 спасибо!!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо👏👍🤗 очень полезно
ОтветитьУдалитьСпасибо ʚ♡⃛ɞ(ू•ᴗ•ू❁)
ОтветитьУдалитьОчень полезно