Принципы, методы и приемы изучения фонетики

 


При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики принципы, так и частнометодические — применяющиеся именно при обучении фонетике.

К общеметодическим относятся экстралинвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях — фонемы — выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).

К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.

Изучение фонетики в школе тесно связано с орфографией, поскольку параллельно с курсом фонетики учащиеся должны усвоить или закрепить более 10 орфограмм (правила правописания безударных гласных в корне, обозначение мягкости согласных, употребление разделительных знаков и т.д.)

Методы изучения нового материала по фонетике те же, что и при изучении других разделов курса (слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа). Но предпочтение следует отдавать методу наблюдения и анализа. Школьники должны наблюдать за речью учителя и учащихся.

В национальной школе, где изучение раздела носит больше практический характер, принято говорить о других основных принципах – имитационном  и артикуляционном. Первый предполагает подачу учащимся произношения звука, слова, после чего учащиеся должны повторить данное действие за учителем. Трудные звуки обычно даются в минимальных парах типа пил – пыл, был - быль. Артикуляционный метод требует показа артикуляции, т.е. расположения органов речи при произношении того или иного звука. При этом можно использовать специальные артикуляционные схемы.

Одним из основных приемов усвоения и закрепления знаний, выработки навыков является фонетический разбор, который представляет собой звуко-буквенный анализ слова, поэтому его называют фонетико-графическим разбором слова.

На уроках фонетики выполняются разнообразные упражнения как устного, так и письменного характера, но преобладают устные. Часто практикуется хоровое или индивидуальное проговаривание слов.

Для формирования фонетических умений могут быть использованы следующие типы упражнений:

1)    произнесите звуки без опоры на написанный текст;

2)    проанализируйте артикуляцию произносимых звуков;

3)     определите, какими звуками различаются слова в парах;

4) запишите слова в три столбика: в первый – слова, в которых количество звуков и букв совпадает, во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков, в третий – слова, в которых звуков больше, чем букв;

5) из ряда слов найдите единицы с определенными фонетическими признаками (например, слова, содержащие только мягкие согласные);

 6) сгруппируйте единицы по общности фонетических признаков (например, разделите слова на группы по месту ударения);

7) сгруппируйте единицы по общности графических признаков (например, разделите слова на группы по способу обозначения мягкости, значению йотированных гласных букв);

8) разделите слова на фонетические слоги и на слоги для переноса;

9) укажите место ударения в слове;

10) приведите примеры слов с заданными фонетическими характеристиками.

На уроках фонетики нередко даются упражнения занимательного характера. Например, «четвертое лишнее»: мышь, олень, лось, лосось (в первом слове ш всегда твердый, а в других словах мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного). Можно предложить ученикам проанализировать стихотворения, в которых рифмуются фразы со словами, различающимися одним звуком и т.д.

При объяснении нового материала по фонетике активно используются средства наглядности:  различного рода таблицы, опорные конспекты, а также артикуляционные схемы.

На уроках изучения фонетики могут использоваться технические средства обучения, напр. диктофоны, с помощью которых можно записать упражнения на произношение тех или иных звуков.

Таким образом, в курсе фонетики ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

1) расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова;

2) грамотно произносить звуки вне звучащей речи, не используя при этом названия букв;

3) называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово;

4) характеризовать звуки по следующим признакам: гласные — по ударности / безударности, согласные — по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости (с указанием парности);

5) описывать фонетические процессы в слове: реализацию гласных в безударных слогах, позиционное озвончение / оглушение, смягчение;

6) проводить соответствие между звуковым и графическим обликом слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове;

7) разделять слово на фонетические слоги;

8) группировать слова с общностью фонетических признаков (например, с подвижным ударением или с подвергшимися оглушению согласными);

9) делать фонетический разбор слова.

Курс фонетики призван также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точки зрения дикции и интонирования.

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку