Способы проверки домашнего задания
Роль домашнего задания в
процессе школьного обучения сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и
качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки,
которые выбирает учитель.
Проверка выполнения учениками домашнего задания —
важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена,
роль самостоятельной домашней работы ученика практически
обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
·
вызвать одного или нескольких учеников к
доске и опросить по теме;
·
провести фронтальный опрос в классе (опрос
с места);
·
выполнить аналогичное задание;
·
использовать индивидуальные карточки;
·
провести выборочную проверку письменного
задания;
·
провести самопроверку или взаимопроверку
письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать
из тетради выполненное задание – многим ученикам такая проверка кажется очень
скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание
самостоятельно готовиться дома.
Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и
необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют
мыслительную деятельность учеников,
повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и
качественно выполнять домашнюю работу.
Оригинальные способы
проверки домашнего задания
·
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы,
каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на
проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а
другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В
дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более
глубокое познание сущности изученного явления.
·
Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки
домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов
автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл.
Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые
сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии
можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике –
Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу
Достоевскому.
·
Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов,
проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее
задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно
дети любят интерактивные
кроссворды, которые можно разгадывать всем
классом.
·
Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели
в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку,
затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в
процесс проверки будет внесено.
·
Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ
одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с
учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
·
Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по русскому
языку можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте,
проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных
ошибках, обсудив спорные вопросы.
·
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на
несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из
двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических
знаний.
·
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания
выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют
допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или
одноклассников.
Рекомендации по организации
устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся –
традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти
пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать
ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на
практике.
·
Опрос-светофор
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная
картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой.
Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к
ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов
ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает
красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик
сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал
означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
·
Солидарный опрос
Если ученик у доски не может справиться с заданием,
необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает
оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему
шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей
помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.
·
Программируемый опрос
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный
ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе
используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений
учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного
ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
·
Тихий опрос
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками,
а весь класс выполняет другое задание.
·
Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для
получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик
начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает
продолжить мысль другому ученику.
·
Лист «защиты»
Создается для неподготовленных учеников и находится
всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою
фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут
спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
https://pedsovet.su/publ/70-1-0-4124
Спасибо. Очень информативно.
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию 💗
ОтветитьУдалитьОчень интересно!!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень познавательно 💖
ОтветитьУдалить