МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Л.П. ФЕДОРЕНКО И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Методы обучения русскому языку не классифицировались в русской методической литературе. Л.П. Федоренко, вслед за профессором Н.М. Верзилиным, разделяет все методы на три группы в зависимости от источника получения знаний:

1) методы практического изучения языка (обогащения речи в живом

языковом общении);

2) методы теоретического изучения языка;

3) методы теоретико-практического изучения языка (упражнения).

Для каждого из названных методов учитель может использовать различные действия, т.е. приёмы. «Но какой бы приём ни придумал учитель, он должен строить его на принципах методики», – указывает Л.П. Федоренко.

Рассмотрим методы обучения, выделенные Л.П. Федоренко, подробнее.

1. Методы практического изучения языка подразумевают использование русского языка практически, т.е. как средства коммуникации.

Эта группа методов применяется на уроках не только русского языка, но и на всех других. «На предметных уроках они также практически закрепляют и знание грамматического строя языка, учатся пользоваться монологической речью», – пишет Л.П. Федоренко.

Л.П. Федоренко выделяет следующие приёмы работы учителя по практическому развитию речи обучающихся:

1) объяснение непонятных слов (с помощью синонимов, перефразировки, этимологического анализа, логического определения, описания предмета и примеров) и объяснение значения морфем;

2) развитие навыков монологической речи;

3) подготовка устных сообщений и письменных сочинений;

4) исправление ошибок в устной речи учащихся;

5) обучение работе со справочной литературой.

Методы практического изучения основаны на принципе опоры на чувство языка. С их помощью осуществляется тренировка органов речи и пишущей руки.

2. Методы теоретического изучения языка призваны научить школьников самостоятельно разбираться в различных теоретических материалах и использовать эти данные на практике.

К этим методам относятся:

1) беседа;

2) сообщение;

3) чтение учебника.

Они могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления и повторения пройденного и являются средством, с помощью которого школьники научатся самостоятельно пользоваться справочными материалами. Правильное и логичное использование этих методов позволят педагогу постепенно увеличивать темп обучения.

3. Методы теоретико-практического изучения языка делятся в зависимости от изучаемой области языка: грамматики, правописания, стилистики. При изучении грамматики используют грамматический разбор, анализ готового материала, изложение и сочинение. При обучении правописанию используют орфографический и пунктуационный разборы, списывание и диктант. При изучении стилистики – стилистический разбор,

синонимические замены, «редактирование».

Л.П. Федоренко приводит множество приёмов, которые можно использовать при теоретико-практическом изучении языка. Например, это различные виды грамматических разборов, выписывание примеров из литературных произведений, составление схем слов и предложений.

Идеи Л.П. Федоренко актуальны и в наше время. Предлагаемые ею грамматические и стилистические упражнения активно используются в современном образовании и призваны улучшить обучение школьников родному языку.

Рассмотрим конспект урока по русскому языку, основанный на методах и принципах, выделенных Л.П. Федоренко.

Конспект урока

Тема урока: «Фонетика».

Класс: 5.

Тип урока: урок систематизации ЗУНов.

Цели урока:

– систематизирование знания учащихся о соотношении звуков и букв;

– развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;

–формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать

языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи урока:

1. Развитие творческого мышления.

2. Формирование навыков монологической речи.

3. Развитие логического мышления и памяти.

Оборудование: таблицы.

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Запишите тему урока: «Звуки речи и буквы» (сам пишет на доске). Запишите слово мат и скажите, сколько в нём звуков и букв.

Учащиеся: В этом слове 3 буквы ("эм", "а", "тэ") и 3 звука ([м], [а], [т]).

Учитель: Верно. Давайте вспомним, что такое буквы.

III. Актуализация знаний.

Учащиеся: Буквы – это условные знаки, обозначающие звуки речи.

Учитель: Правильно. Теперь запишите слово "мать" и скажите, сколько звуков и букв здесь.

Учащиеся: Здесь 4 буквы, но 3 звука, так как мягкий знак звука не даёт, а просто смягчает предыдущий согласный.

Учитель: Мы видим, что буква (знак) может не обозначать звука, но

указывать на звучание стоящей рядом буквы. Буквы позволяют отражать наши мысли на письме и общаться с помощью письменной речи с теми, кто находится далеко. Например, когда вы вырастете, вы можете отправиться в далёкие страны, а ваши близкие будут писать вам письма, из которых вы можете узнать, что у них произошло и как они по вам скучают. Вы же будете писать им в ответ. Представьте себе такую ситуацию и расскажите, о чём бы вы написали. (Учитель должен поддержать беседу, но она может длиться не больше двух минут.)

Учитель: Сколько букв используем мы в письменной речи? Откройте учебник и посмотрите на таблицу с алфавитом. Посчитайте про себя все буквы.

Учащиеся: В русском алфавите 33 буквы.

Учитель: Давайте вспомним, что такое алфавит. Для этого обратимся к учебнику.

Учащиеся: Алфавит – это все 33 буквы, расположенные в определённом порядке.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Мы с вами сказали, что буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки речи или указываются особенности звучания рядом стоящих букв. Но передавать мысли на письме можно не только буквами. Посмотрите на эти таблицы: «Договор американских индейцев об условиях обмена добытыми на охоте зверями». (Рассматривают рисунок подробно.) Всю запись можно прочитать так: «30 убитых бобров обмениваются на одну овцу, морскую выдру и одного бизона».

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Мы увидели с вами, что письмо может быть рисуночным. Используется ли оно в наше время? Конечно, это различные вывески на парикмахерских, магазинах с определёнными обозначениями.

Какое же письмо удобнее, на ваш взгляд?

(Учитель выслушивает все возможные ответы.)

Учитель: Вы все правы, но я замечу, что из рисуночной надписи можно понять лишь её смысл, но нельзя представить себе её звучание. А вот буквы соответствуют звукам речи.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: А теперь выполняем упражнение из учебника: 1-ю часть выполняем коллективно; 2-ю часть – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Итак, что мы узнали на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Мы узнали, что такое буква и алфавит, какое письмо считается рисуночным и в чём преимущества буквенного письма.

Учитель: Все молодцы! Домашнее задание: выучить тему «Звуки и буквы», повторить алфавит. Спасибо за урок!

Анализ урока

В данном уроке представлены такие средства активизации мозговой деятельности, которые соответствуют теме «Фонетика» и вызывают интерес у учащихся. В представленном уроке это происходит за счёт сообщения интересной, неизвестной детям информации. Это и рисуночное письмо, и сопоставление его с буквенным, благодаря чему учащиеся более осознанно начинают относиться к буквам родного языка. Активность внимания учащихся создаёт и элемент игры, который вводит учитель.

Для построения урока по теме «Фонетика» были использованы теоретические методы, разработанные Л.П. Федоренко. В основе всего урока

лежали беседа и работа с учебником. Они способствуют самостоятельному изучению темы учащимися, подведению ими итогов и обобщению материала.

Также в приведённом уроке была использована одна из главных методических идей Л.П. Федоренко: связь обучения с жизнью. Учащиеся не просто получают новый теоретический материал, но и учатся применять полученные знания на практике, узнают практическое применение теории.

Таким образом, описанные Л.П. Федоренко закономерности усвоения

родной речи, вытекающие из них принципы обучения русскому языку, технологии обучения русскому языку и развитию речи, подходы к отбору дидактического материала являются огромным вкладом в развитие методической системы обучения русскому языку.

А.С.  Чуйкова 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку