Первые программы по русскому языку

Школьный курс русского языка развивался постепенно. Так, в 19 веке еще не было определенных программ и учебников в нашем современном представлении.  Учебники составляли учителя. Одной из первых программ по русскому языку считается программа 1915 года, которая называлась игнатьевской по имени министра народного просвещения Игнатьева.

Граф Павел Николаевич Игнатьев (1870—1945) в январе 1915 г. был назначен министром народного просвещения Российской империи. Представитель известного дворянского рода, давшего России немало выдающихся государственных деятелей,[1] он начал подлинную революцию в российском образовании. Предложенная им концепция масштабной образовательной реформы нашла полную поддержку не только в изданиях самого Министерства народного просвещения (МНП), но и в журналах, издававшихся как Императорским русским техническим обществом (ИРТО), так и отдельными учебными заведениями.

Особым событием в школьном образовании в целом и в преподавании русского языка в частности стал выпуск в 1915 г. книги «Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра
народного просвещения». Опубликованные программы провозгласили русский язык важнейшим образовательно-воспитательным предметом, целью преподавания которого являлись:

1) выработка в учащихся сознательного отношения к важнейшим особенностям грамматического строя родного языка как в его настоящем состоянии, так и в историческом его развитии;

2) обогащение собственного языка учащихся новым языковым материалом и развитие в них навыков свободной, правильной и красивой устной и письменной речи;

3) развитие мышления учащихся и воспитание их эстетических чувств на материале, который, в силу своей художественной образности, наиболее доступен для непосредственного восприятия и глубоких переживаний ребенка.

Программа занятий по русскому языку включала курс этимологии и синтаксиса (1-3 классы) и курс истории русского языка (7 класс), а также письменные работы разных видов и характера. В качестве цели обучения грамматике программа выдвигала элементарно-практическое обучение орфографии, пунктуации и основным явлениям стиля. Результатом изучения грамматики должно было быть сознательное отношение учащихся к строю своей устной и письменной речи.

Авторы программы писали: «...самый метод обучения грамматике должен заключать в себе начало сознательности, вследствие чего догматический метод или книжный способ преподавания грамматики, основывающийся только на памяти учеников, должен быть устранен. Никакие грамматические познания не сообщаются ученикам в готовой форме, а добываются ими путем наблюдений над фактами речи, под руководством учителя, который своими вопросами подготовляет их к выводам.. .Что же касается определений и формулированных выводов, то они служат только средством закрепления в памяти учащихся знаний в сжатой словесной форме, но отнюдь не должны заменять понимание грамматических явлений...». К сожалению, как отмечает А.В. Текучев, «игнатьевские» программы никогда не были реализованы полностью, даже частичное применение их в школьной практике было кратковременным.

По мнению самого Игнатьева, проекты не были осуществлены в основном по причинам сложности военного времени. Война потребовала напряжения всех сил и средств Российской империи. К тому же последовавшие поражения на австро-германском фронте повлекли за собой рост недовольства населения деятельностью правительства, апатию и вследствие этого недоверие к его начинаниям.

Император Николай II, давший в начале 1915 г. новому министру народного просвещения графу П. Н. Игнатьеву согласие на его план проведения реформ общего и профессионального образования, в тот момент не мог ожидать, что будет достигнут столь существенный общественный размах при их осуществлении. Либерализм модернизации в правительстве сочли несвоевременным, а значит, министр не оправдал ожиданий, и поэтому был отправлен в отставку. А вместе с тем свернуты и почти все его реформы. С отставкой Игнатьева в конце декабря 1916 г. дело столь радикального преобразования школы было приостановлено. Это была последняя серьезная попытка реформировать систему народного просвещения в условиях самодержавия. П. Н. Игнатьев покинул революционную Россию в 1917 г., умер в 1926 г. в Канаде.

В соответствии с программой русского языка 1915 г. был создан один из самых популярных учебников по русскому языку для школы - «Маленькая грамматика» проф. Н.С. Державина, которая в течение 1918-1919 гг. издавалась четыре раза общим тиражом 40 000 экземпляров. «Маленькая грамматика» Н.С. Державина построена на сочетании текстов, заданий к ним и теоретических материалов. В предисловии к своему учебнику Н.С. Державин писал, что грамматика должна занимать второстепенное место в общей системе занятий родным языком, что «в основе занятий грамматикой должна лежать практическая работа учащихся над текстом».

Последующие программы появились уже при советской власти в 1918-1921 гг. Они были направлены на речевое развитие учащихся. Их целью была подготовка школьников к практической деятельности.

Первая стабильная программа была составлена в 1933 году. Ее заменила новая программа 1961 года, которая, в свою очередь, была усовершенствована в 1970 году  (М.Т. Баранов, Т.И. Ладыженская, Н.М. Шанский). Эта программа называется стабильной, действует и в настоящее время, но постоянно совершенствуется. Параллельно в некоторых российских школах занимаются по учебникам под ред. В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, П.А.Леканта, С.И.Львовой. Некоторые школы в центральной России и в Дагестане работают по программе и учебникам Бунеевых.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности