Качественная подготовка учителя к уроку
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии.
В. А. Сухомлинский
Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж
работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам.
Почему это необходимо? Потому что наша познавательная
психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на
месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем
забывать и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.
Особенность ФГОС нового поколения — деятельностный характер
обучения и достижение главной задачи — развитие личности учащегося.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно
новым для практикующих преподавателей. Современный урок должен отражать
владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных
творческих наработок как в смысле его построения, так и в подборе содержания
учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Урок — главная составная часть учебного процесса.
Качество подготовки учащихся по той или иной учебной
дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его
содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
При анализе двух типов уроков становится ясно, что
различаются они прежде всего деятельностью учителя и учащихся на уроке.
Технологический процесс подготовки урока
современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока
традиционного типа:
-
определение цели и задач;
-
отбор содержания учебного материала;
-
подбор методов и приёмов обучения;
-
определение форм организации деятельности учащихся;
-
подбор материала для домашней работы учащихся;
-
определение способов контроля;
-
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
-
подбор вопросов для подведения итога урока.
Только теперь учитель на каждом этапе должен
критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов
организации деятельности учащихся и т. д., ведь урок должен быть направлен на
получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Подготовка
учителя к уроку
В современных условиях, когда объем научной
информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных
требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения
затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование
относится к каждому уроку.
Качество любого урока в значительной мере
определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Выделим несколько основных этапов:
1-й этап — изучение учебной программы;
2-й этап — изучение методической литературы;
3-й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике;
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе
средств обучения по теме урока;
5-й этап — разработка плана урока.
Подготовка учителя к уроку
1-й
этап
— изучение учебной программы (эта часть работы выполняется в ходе подготовки к
учебному году).
При этом особое внимание обращают на основные цели и
задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой
учебной темой.
Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель
уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с
материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко
сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.
2-й
этап
— изучение методической литературы.
Изучив содержание очередной учебной темы по программе,
учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств
и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения
темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким.
В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка
учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные
сроки проведения уроков (по неделям).
3-й
этап—
изучение материала конкретного урока в учебнике.
Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер
и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и
уровнем развития своих учеников.
Особенно большое внимание он уделяет доступности
изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и
доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного
изучения.
Одновременно надо отметить и то, что может оказаться
труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика
изложения этих вопросов на уроке.
4-й
этап
— изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями,
просматривает учебные диски и кинофильмы, но и с аннотациями учебных
телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия.
Особое внимание необходимо уделить учебным
демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки
учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи.
Определяя цели, непременно надо учитывать четыре
возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие
творческого опыта и воспитание.
Цели следует обозначать конкретно в соответствии с
темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную цель надо иметь в виду
всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи,
конструируя их, если их нет в пособиях.
5-й
этап
— разработка плана урока.
План урока — это конечный результат подготовительной
работы учителя к проведению урока. Он составляется на основе тематического
плана с учетом реального продвижения в изучении темы.
Технологическая
карта урока
Технологическая карта урока — это новый вид
методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание
учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения
основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты
позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию
предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий
(далее — УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время
на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с
применением технологической карты заключается в использовании инновационной
технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы,
оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность,
структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность
информации.
Технологическая карта позволяет:
-
увидеть учебный материал целостно и системно;
-
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения
курса;
-
гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
-
согласовывать действия учителя и учащихся;
-
организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
-
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Продуктивность урока во многом зависит от качества
его подготовки. Учитель, систематически готовящийся к урокам, работает
творчески и с интересом. А творческий труд, полный энергии, не воспринимается
как тяжелый — такова психологическая особенность человека.
Горбункова Л. А.
У вас вся нужная учителю информация. Спасибо♥️
ОтветитьУдалитьблагодарю. очень интересно ✨
ОтветитьУдалить