Основные методы и приёмы объяснения нового материала с опорой на ранее изученное на уроках русского языка


“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.

Связь с предыдущим – обязательное условие ведения урока – фактически может обеспечиваться на всех этапах урока. При этом планируются результаты:

- предметные: знают части речи, умеют находить их морфологические признаки,

- личностные: оценивают важность самостоятельности при изучении темы,

- регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления,

- познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям),

- коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе. Метод реализуется через посредство конкретных приёмов.

От объяснительно-иллюстративного переход к методу проблемного изложения может быть на каждом уроке. С помощью исследовательского метода учитель вместе с учениками формулирует проблему, учащиеся самостоятельно её решают, оказывает помощь в случае затруднения в решении проблемы. Метод используется не только для обобщения знаний, но и для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания в жизни.

Непосредственная подготовка к восприятию нового учебного материала может производиться на уроке во время проверки домашнего задания. Объяснение нового ведется с помощью приёмов: по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия или правила. Раскрытие понятия достигается путем выделения и перечисления его признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством конкретных примеров. Здесь имеет место сочетание активного и практического методов (по Е.Я. Голанту)

Объяснение нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, обоснованным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Оно должно иллюстрироваться яркими примерами и должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат  заучиванию учащимися. Методы при этом используются самые разные: приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, закрепления и проверки знаний.

При знакомстве с новой темой опираюсь на приёмы, которые позволяют в новом увидеть изученное ранее. Тема «Причастие» в 6 классе (УМК М.М.Разумовской) рассматривается после повторения тем о прилагательном и глаголе. Так как причастие имеет признаки той и другой части речи, то собственно признаки причастия можно изучить с помощью схемы-правила или при обращении к тексту параграфа с заданием «Найди незнакомое при чтении». Это будет ответом на проблемный вопрос.

Создать проблемную ситуацию позволяют приемы, соответствующие методу проблемного изложения:

- контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

- предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения,

- обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

- членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

- фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

- интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

- установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

- риторические вопросы учителя в ходе изложения;

- предъявление учащимся конфликтного примера.

Можно спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Например, предложить сравнить два слова: прилагательное и причастие. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики и выявлению морфологических признаков нового слова - причастия в сопоставлении с прилагательным.

 Крупноблочная подача материала позволяет представить все морфологические признаки причастия, которые из урока в урок расширяются и закрепляются при изучении нового параграфа. Детали, мелочи убирать из объяснения. Известно, что через год после окончания школы только 7% учебного материала остаётся у учеников в памяти. Блоковая подача учебного материала позволяет контролировать степень усвоения новой темы средним и слабым учеником. Так как разная степень усвоения нового материала всегда имеет место при обучении, то использую такие приёмы, как:

- находить известное и неизвестное при чтении параграфа,

- добавлять найденное в таблицу, составленную совместно,

- составлять самостоятельно схему - правило по образцу,

- редактировать схему - правило,        

- находить намеренно допущенные ошибки в схеме, вопросе,

- записки-подсказки,

- работа в парах и др.

   Приёмы, используемые и усвоенные учениками при  изучении темы «Причастие», применяются при изучении темы «Деепричастие». В данном случае самостоятельности при знакомстве с темой значительно больше, так как задания - вопросы уже усвоены и применяются свободно. Постоянное повторение учебного материала провожу с помощью вопроса почему? Без ответа на этот вопрос не принимается ни один ответ. Самостоятельной работе отвожу 50% учебного времени. На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главное - заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству. Подготовка к экзамену «Устное собеседование» в 9 классе начинается с младших классов.

   Параллели между изученным учебным материалом и новой темой легко установить при изучении следующих  по программе 6 класса тем - «Числительное», «Местоимение». На уроках русского языка дети сами могут придумывать схемы, модели, любые другие варианты запоминания изученного материала.

  Итак, высказывание Я. Каменского актуально в методике преподавания русского языка и в XXI веке.

 Л.Н.Попова


Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку