Основные методы и приёмы объяснения нового материала с опорой на ранее изученное на уроках русского языка
“Все занятия в школах,
– писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда
основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в
последующем”.
Связь с
предыдущим – обязательное условие ведения урока – фактически может
обеспечиваться на всех этапах урока. При этом планируются результаты:
-
предметные: знают части речи, умеют находить их морфологические признаки,
-
личностные: оценивают важность самостоятельности при изучении темы,
-
регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут
средства её осуществления,
-
познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают
аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь
рассуждений, относят объекты к известным понятиям),
-
коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической
и диалогической речи.
Выбор
метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их
познавательном интересе. Метод реализуется через посредство конкретных приёмов.
От
объяснительно-иллюстративного переход к методу проблемного изложения может быть
на каждом уроке. С помощью исследовательского метода учитель вместе с учениками
формулирует проблему, учащиеся самостоятельно её решают, оказывает помощь в случае
затруднения в решении проблемы. Метод используется не только для обобщения
знаний, но и для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать
предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания в жизни.
Непосредственная
подготовка к восприятию нового учебного материала может производиться на уроке
во время проверки домашнего задания. Объяснение нового ведется с помощью
приёмов: по определенному плану, которым предусматривается строго логически
последовательное изложение, постепенное раскрытие нового для школьников понятия
или правила. Раскрытие понятия достигается путем выделения и перечисления его
признаков, как правило, существенных и необходимых, каждый из которых
характеризуется в доступной для учащихся форме и достаточным количеством
конкретных примеров. Здесь имеет место сочетание активного и практического
методов (по Е.Я. Голанту)
Объяснение
нового материала должно быть глубоким и полным по содержанию, обоснованным с
научной стороны, кратким по форме, четким и ясным. Оно должно иллюстрироваться
яркими примерами и должно завершиться формулировкой выводов или определений,
которые подлежат заучиванию учащимися. Методы при этом используются самые
разные: приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний,
закрепления и проверки знаний.
При
знакомстве с новой темой опираюсь на приёмы, которые позволяют в новом увидеть
изученное ранее. Тема «Причастие» в 6 классе (УМК М.М.Разумовской)
рассматривается после повторения тем о прилагательном и глаголе. Так как
причастие имеет признаки той и другой части речи, то собственно признаки
причастия можно изучить с помощью схемы-правила или при обращении к тексту
параграфа с заданием «Найди незнакомое при чтении». Это будет ответом на
проблемный вопрос.
Создать проблемную ситуацию
позволяют приемы,
соответствующие методу проблемного изложения:
- контрдоводы учителя
предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
- предъявление учащимся
преднамеренно нарушенной логики изложения,
- обсуждение учителем
возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
- членение излагаемого
учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
- фиксирование внимания
учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
- интригующее описание
учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
- установка учителя на
мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
- риторические вопросы
учителя в ходе изложения;
- предъявление учащимся
конфликтного примера.
Можно
спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Например, предложить сравнить два слова:
прилагательное и причастие. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на
каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует
развитию логики и выявлению морфологических признаков нового слова - причастия
в сопоставлении с прилагательным.
Крупноблочная
подача материала позволяет представить все морфологические признаки причастия,
которые из урока в урок расширяются и закрепляются при изучении нового
параграфа. Детали, мелочи убирать из объяснения. Известно, что через год после
окончания школы только 7% учебного материала остаётся у учеников в памяти. Блоковая
подача учебного материала позволяет контролировать степень усвоения новой темы
средним и слабым учеником. Так как разная степень усвоения нового материала
всегда имеет место при обучении, то использую такие приёмы, как:
- находить известное и
неизвестное при чтении параграфа,
- добавлять найденное в
таблицу, составленную совместно,
- составлять
самостоятельно схему - правило по образцу,
- редактировать схему -
правило,
- находить намеренно
допущенные ошибки в схеме, вопросе,
- записки-подсказки,
- работа в парах и др.
Приёмы,
используемые и усвоенные учениками при изучении темы «Причастие»,
применяются при изучении темы «Деепричастие». В данном случае самостоятельности
при знакомстве с темой значительно больше, так как задания - вопросы уже
усвоены и применяются свободно. Постоянное повторение учебного материала
провожу с помощью вопроса почему? Без ответа на этот вопрос не принимается ни
один ответ. Самостоятельной работе отвожу 50% учебного времени. На каждом уроке
должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе
этой работы, но главное - заставить детей говорить, проговаривать, учить
общению и сотрудничеству. Подготовка к экзамену «Устное собеседование» в 9
классе начинается с младших классов.
Параллели
между изученным учебным материалом и новой темой легко установить при изучении
следующих по программе 6 класса тем - «Числительное», «Местоимение». На
уроках русского языка дети сами могут придумывать схемы, модели, любые
другие варианты запоминания изученного материала.
Итак,
высказывание Я. Каменского актуально в методике преподавания русского языка и в
XXI веке.
Всё максимально ясно. Спасибо большое
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезный материал 🙏❤️
ОтветитьУдалить