Примерный план-конспект урока изучения нового материала

 

Тема урока: «Притяжательные прилагательные»

 Цели урока:

1) дать учащимся понятие о притяжательных прилагатель­ных, об их образовании и правописании;

2) сформировать умение правильно писать и произносить притяжательные прилагательные, производить морфемный и морфологический разбор.

 Оборудование: компьютер, проектор, экран.

 I. Орг. момент. Сообщение о задачах урока.

«Сегодня мы повторим то, что уже знаем об имени прилагательном, и познакомимся с новым разрядом - разрядом притяжательных прилагательных. Вы должны будете знать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают и как образуются; вы должны уметь правильно писать, произносить и употреблять притяжательные прилагательные».

 II.        Синтаксическая пятиминутка.

Запишите число, «Классная работа». «Синтаксическая пятиминутка». Синтаксический разбор предложения (один ученик работает у доски).

Скоро лес наденет свой зеленый весенний наряд и наполнится веселыми птичьими голосами.

 III.      Фронтальный опрос.

Какие разряды прилагательных вы знаете?

Какие прилагательные называются качественными?

Какие прилагательные в предложении относятся к качественным?

На что указывают относительные прилагательные? Есть ли в предложе­нии относительное прилагательное?

Чем относительные прилагательные отличаются от качественных?

 IV.   Объяснение новой темы.

Учитель: К относительным прилагательным по значению близки при­тяжательные. В записанном предложении это слово птичий. Что обозначают притяжательные прилагательные, как они образуются, это мы и узнаем на се­годняшнем уроке. Запишите его тему: «Притяжательные прилагательные» (за­писывается на доске).

Работа по таблице (проецируется на экран с компьютера).

Образование притяжательных прилагательных 

Существительные

Суффиксы

Притяжательные прилагательные

лиса

-ий-

лисий □ (хвост)

медведь

-ий-

медвежий □ (след)

собака

-ий-

собачий □ (лай)

отец

-ов-

отцовы (сапоги)

мама

-ин-

мамины (туфли)

 Учащимся предлагается читать слова и отвечать на вопросы:

От каких существительных образуются притяжательные прилагатель­ные? (от названий людей, животных, птиц).

С помощью каких суффиксов образуются притяжательные прилага­тельные? (-ий-, -ин-, -ов-).

На что указывают эти суффиксы? (на принадлежность предмета челове­ку, животному, птице).

На какие вопросы отвечают прилагательные? (чей, чья, чье, чьи и т.д.)

Делается общий вывод: притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета человеку, животному, образуются при помощи суффиксов -ий- (-й-), -ин-, -ов-.

 V.    Закрепление.

1. Чтение §52 (с. 119) и его изложение 1-2 учениками.

2. Образование притяжательных прилагательных и составление с ними
словосочетаний.

Учитель: Вспомните, что такое синонимы. (Слова, близкие или одина­ковые по значению). Вы знакомы с лексическими синонимами. Но есть и грамматические (синтаксические), например: словосочетание «сущ. + сущ.» и «прил. + сущ.»

шкура медведя - медвежья шкура.

По данному образцу составьте словосочетания с притяжательными прилагательными. Обозначьте их суффиксы.

ружье охотника -

логово волка -

нора лисы -

палка деда -

глаза мамы -

3. Употребление притяжательных прилагательных в значении относительных и качественных.

Запись и анализ словосочетаний.

Лисий хвост - лисий воротник - лисья хитрость.

4. Склонение притяжательных прилагательных (на экран проецируется таблица со склонением словосочетания свежий медвежий след; обраща­ется внимание на употребление ь в притяжательных прилагательных). Самостоятельная работа: просклонять по вариантам словосочетания: заячий хвост, собачья будка, птичье гнездо.

5. Работа с фразеологизмами.

Учитель: Притяжательные прилагательные, образованные от собствен­ных имен существительных, от названий животных, входят во фразеологиз­мы. Вспомните, что такое фразеологизмы. (Устойчивые обороты).

Из древнегреческой мифологии к нам пришли устойчивые сочетания: ариаднина нить, ахиллесова пята, геркулесовы столпы, авгиевы конюшни, дамоклов меч, пиррова победа, сизифов труд.

Послушаем, как произошли эти фразеологизмы (два-три заранее подго­товленных ученика рассказывают о них, объясняют их значение).

А как вы понимаете следующие крылатые слова (выражения)?

волчий билет -

волчий аппетит -

медвежий угол -

медвежья услуга -

собачий холод -

О ком говорят так: волк в овечьей шкуре? ворона в павлиньих перьях?

Что значит выражение согнуть в бараний рог?

6. Игра «четвертое лишнее».

Учитель: Вы хорошо поработали, а теперь немного поиграем. Игра грамматическая, вам известная - «Четвертое лишнее».

Верблюжий, неуклюжий, похожий, свежий.

Охотничий, горячий, человечий, заячий.

Кабаний, олений, тюлений, ранний.

7. Учитель: Следующая игра - «Отгадай-ка».

Угадайте, чье жилище.

Конура (собачье), берлога (медвежье), логово (волчье), нора (заячье или лисье).

 VI.   Обобщение, подведение итогов урока.

 VII. Запись домашнего задания.

 Дополнительный материал.

 Учитель: А сейчас я проведу литературную пятиминутку.

1) Из какого произведения следующие слова: «Избушка там на курьих нож­ках стоит без окон, без дверей»? (А.Пушкин «Руслан и Людмила»).

2) Как называется басня И.А. Крылова, из которой взята фраза: «Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю»? («Волк на псарне»).

3) Назовите басню.

«Зубастой Щуке в мысль пришло за кошачье приняться ремесло» («Щука и Кот»).

4) «И на приветливы лисицыны слова ворона каркнула во все воронье горло». («Лисица и ворона»).

5) По чьему велению в одной из русских сказок совершаются различные чу­деса? (По щучьему).

Примечание. Вместо викторины может быть проведен выборочный диктант. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочета­ния с притяжательными прилагательными. Материал может быть использован на следующем уроке.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку