Примерный план-конспект урока изучения нового материала
Тема урока: «Притяжательные
прилагательные»
1) дать учащимся понятие о
притяжательных прилагательных, об их образовании и правописании;
2) сформировать умение правильно
писать и произносить притяжательные прилагательные, производить морфемный и
морфологический разбор.
«Сегодня мы повторим то, что уже
знаем об имени прилагательном, и познакомимся с новым разрядом - разрядом
притяжательных прилагательных. Вы должны будете знать, что они обозначают, на
какие вопросы отвечают и как образуются; вы должны уметь правильно писать,
произносить и употреблять притяжательные прилагательные».
Запишите число, «Классная
работа». «Синтаксическая пятиминутка». Синтаксический разбор предложения (один
ученик работает у доски).
Скоро лес наденет свой зеленый весенний наряд и наполнится веселыми
птичьими голосами.
Какие разряды прилагательных вы
знаете?
Какие прилагательные называются
качественными?
Какие прилагательные в
предложении относятся к качественным?
На что указывают относительные
прилагательные? Есть ли в предложении относительное прилагательное?
Чем относительные прилагательные
отличаются от качественных?
Учитель: К относительным прилагательным по значению близки притяжательные.
В записанном предложении это слово птичий.
Что обозначают притяжательные прилагательные, как они образуются, это мы и
узнаем на сегодняшнем уроке. Запишите его тему: «Притяжательные
прилагательные» (записывается на доске).
Работа по таблице (проецируется
на экран с компьютера).
Образование притяжательных прилагательных
Существительные |
Суффиксы |
Притяжательные прилагательные |
лиса |
-ий- |
лисий □ (хвост) |
медведь |
-ий- |
медвежий □ (след) |
собака |
-ий- |
собачий □ (лай) |
отец |
-ов- |
отцовы (сапоги) |
мама |
-ин- |
мамины (туфли) |
От каких существительных
образуются притяжательные прилагательные? (от названий людей, животных, птиц).
С помощью каких суффиксов
образуются притяжательные прилагательные? (-ий-, -ин-, -ов-).
На что указывают эти суффиксы?
(на принадлежность предмета человеку, животному, птице).
На какие вопросы отвечают
прилагательные? (чей, чья, чье, чьи и т.д.)
Делается общий вывод:
притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета человеку,
животному, образуются при помощи суффиксов -ий- (-й-), -ин-, -ов-.
1. Чтение §52 (с. 119) и его
изложение 1-2 учениками.
2. Образование притяжательных
прилагательных и составление с ними
словосочетаний.
Учитель: Вспомните, что такое синонимы. (Слова, близкие или одинаковые
по значению). Вы знакомы с лексическими синонимами. Но есть и грамматические
(синтаксические), например: словосочетание «сущ. + сущ.» и «прил. + сущ.»
шкура медведя - медвежья шкура.
По данному образцу составьте
словосочетания с притяжательными прилагательными. Обозначьте их суффиксы.
ружье охотника -
логово волка -
нора лисы -
палка деда -
глаза мамы -
3. Употребление притяжательных
прилагательных в значении относительных и качественных.
Запись и анализ словосочетаний.
Лисий хвост - лисий воротник -
лисья хитрость.
4. Склонение притяжательных
прилагательных (на экран проецируется таблица со склонением словосочетания свежий медвежий след; обращается
внимание на употребление ь в притяжательных прилагательных). Самостоятельная
работа: просклонять по вариантам словосочетания: заячий хвост, собачья будка, птичье гнездо.
5. Работа с фразеологизмами.
Учитель: Притяжательные прилагательные, образованные от собственных
имен существительных, от названий животных, входят во фразеологизмы.
Вспомните, что такое фразеологизмы. (Устойчивые обороты).
Из древнегреческой мифологии к
нам пришли устойчивые сочетания: ариаднина
нить, ахиллесова пята, геркулесовы столпы, авгиевы конюшни, дамоклов меч,
пиррова победа, сизифов труд.
Послушаем, как произошли эти
фразеологизмы (два-три заранее подготовленных ученика рассказывают о них,
объясняют их значение).
А как вы понимаете следующие
крылатые слова (выражения)?
волчий билет -
волчий аппетит -
медвежий угол -
медвежья услуга -
собачий холод -
О ком говорят так: волк в овечьей
шкуре? ворона в павлиньих перьях?
Что значит выражение согнуть в бараний рог?
6. Игра «четвертое лишнее».
Учитель: Вы хорошо поработали, а теперь немного поиграем. Игра
грамматическая, вам известная - «Четвертое лишнее».
Верблюжий, неуклюжий, похожий, свежий.
Охотничий, горячий, человечий, заячий.
Кабаний, олений, тюлений, ранний.
7. Учитель: Следующая игра - «Отгадай-ка».
Угадайте, чье жилище.
Конура (собачье), берлога
(медвежье), логово (волчье), нора (заячье или лисье).
Учитель: А сейчас я проведу
литературную пятиминутку.
1) Из какого произведения
следующие слова: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей»?
(А.Пушкин «Руслан и Людмила»).
2) Как называется басня И.А.
Крылова, из которой взята фраза: «Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я
давно натуру знаю»? («Волк на псарне»).
3) Назовите басню.
«Зубастой Щуке в мысль пришло за
кошачье приняться ремесло» («Щука и Кот»).
4) «И на приветливы лисицыны
слова ворона каркнула во все воронье горло». («Лисица и ворона»).
5) По чьему велению в одной из
русских сказок совершаются различные чудеса? (По щучьему).
Примечание. Вместо викторины может быть проведен выборочный
диктант. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочетания с
притяжательными прилагательными. Материал может быть использован на следующем
уроке.
🙏🍀
ОтветитьУдалитьспасибо большое
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалить