Некоторые вопросы методики обучения лексике
Лексика – это, с одной стороны,
раздел науки о языке, изучающий его словарную систему, с другой – совокупность
всех слов языка. Лексике как разделу науки о языке в методике русского языка
соответствует методика лексики, а лексике как совокупности всех слов языка –
методика обогащения словарного запаса учащихся.
Лексика в школьных программах по русскому языку и
задачи ее изучения
Работа по лексике в школе имеет
огромное как образовательное, так и практическое значение. Образовательное
значение лексики заключается в том, что её изучение расширяет знание учащихся о
языке, знакомит с одной из единиц языка – словом, показывает существующие в
языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и
лексикой, между лексикой и словообразованием, лексикой и морфологией, лексикой
и стилистикой и т.д., формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит
со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного
запаса, тем самым формируя материалистический взгляд на язык как на
развивающееся явление.
Практическое значение лексики
заключается в том, что её изучение раскрывает слово как элемент словарной системы,
положительно влияет на осознание учащимися специфики других единиц языка,
воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения
словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики
развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них
потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в
собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над
выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений
на уроках литературы, формирует умение пользоваться толковым словарем.
Через интерес к лексике развивается
и интерес к русскому языку в целом.
Место
лексики в структуре школьной программы
В школьном курсе русского языка
лексика изучается как особый раздел науки о языке и как лексический аспект
изучения грамматики.
Аспектное изучение лексики
позволяет лучше осознать грамматические явления и понять особенности
функционирования лексических явлений в предложении, а также обеспечивает
систематическое повторение лексических понятий и закрепление соответствующих
умений при изучении грамматики.
В действующей программе отражены
оба пути изучения лексики: в её первых пунктах перечислены лексические понятия,
с которыми должны познакомиться учащиеся, а во вторых пунктах перечисляются
лексические понятия, над которыми необходимо работать с целью показа
взаимосвязи лексики и грамматики. Этот подход к изучению лексики отражен и в
стабильных учебниках по русскому языку для 5-6 классов.
Со словом как единицей языка
учащиеся имеют дело с первых шагов обучения в школе и на протяжении всего курса
изучения русского языка и литературы, поскольку слово – строительный материал
как для предложения, так и для связного высказывания. В соответствии с этим в
школьном курсе русского языка выделяют 4 этапа работы над лексическими
явлениями:
1.пропедевтический – 1-4 классы;
2.систематический – 5-6 классы;
3.аспектное изучение грамматики –
7-9 классы;
4. функционально-стилистический – 9
класс.
Знакомство с отдельными лексическими
понятиями начинается в начальных классах. Здесь дети узнают, что есть слова,
близкие и противоположные по смыслу, учатся выбирать лучшее слово для выражения
мысли, занимаются устранением однообразного употребления слов в связной речи».
В 5-6 классах лексика изучается в
самом начале школьного курса русского языка. Учащиеся усваивают связи
словообразования и морфологии с лексикой. В 9 классе рассматривается
функционально-стилистический аспект работы по лексике в специальном разделе
«Общие сведения о языке».
Лексика как раздел науки о языке в
программах для 5 и 6 классов помещена после фонетики и перед грамматикой.
Изучение лексики после фонетики позволяет опереться на знакомый учащимся
материал, даёт возможность соотнести состав слова с его лексическим значением,
а также показать «обслуживающую» роль звуков по отношению к словам.
Изучение лексики в 5-6 классах
перед словообразованием и морфологией позволяет показать:
1)различие между лексическим
(конкретным) значением и грамматическим (абстрактным) значением;
2)зависимость проявления
грамматических процессов от лексического значения слов;
3)использование слов в
словообразовании для производства новых слов, в морфологии – для образования
форм слов, в синтаксисе – для построения словосочетаний и предложений.
Лексические
понятия и умения в школьном курсе русского языка
В школьный курс лексики включаются,
помимо основных понятий современной лексикологии, отдельные понятия
исторической лексикологии: устаревшие и новые слова, заимствованные слова,
которые необходимы для формирования у школьников взгляда на язык как на
развивающееся явление, тесно связанное с историей русского народа.
В школьный курс лексики включены
также отдельные понятия, характеризующие необщеупотребительные диалектизмы
и профессиональные слова.
Лексические явления находятся в
системных связях друг с другом. Отсюда при отборе лексических понятий вытекает
системный принцип, в связи с которыми в школе предусмотрено изучение понятий:
многозначность слова, омонимы, синонимы и антонимы.
В совокупности лексикологические
понятия составляют 3 группы:
1)понятия, входящие в лексическую
парадигму на уровне семантики слова (слово, лексическое значение слова,
многозначность, переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы,
эмоционально-экспрессивные слова, стилистически окрашенные слова):
2)понятия, связанные с
употреблением слова в разных сферах применения языка (общеупотребительные и
необщеупотребительные, диалектические, профессиональные слова):
3)понятия, связанные с развитием
словарного запаса, с происхождением слов (устаревшие слова, неологизмы, исконно
русские слова, заимствованные).
Проверка знаний и умений учащихся
по лексике и фразеологии
В
результате работы по лексике и фразеологии учащиеся должны знать:
— что изучается в лексике и фразеологии (слова и
фразеологизмы русского языка; лексическое значение слова, лексическое
значение фразеологизма; группы слов по значению, употреблению
и происхождению);
— назначение слова в языке (одна из основных
единиц языка);
функции слова и фразеологизма в языке; назначение в языке
многозначных слов, синонимов, антонимов, неологизмов, фразеологических
оборотов; в речи слов с переносным значением, синонимов, антонимов,
диалектных, профессиональных и устаревших слов;
— причины устаревания имеющихся слов и появления
новых
слов;
— формулировки определений лексического значения
слова, однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов,
заимствованных слов, устаревших слов и неологизмов, фразеологических оборотов;
— виды и назначение толковых словарей; строение
словарной статьи толкового и фразеологического словарей.
В
результате изучения лексики учащиеся должны уметь:
— толковать лексические значения известных слов;
— узнавать лексическое значение слова, в котором оно
употреблено в контексте (в словосочетании, предложении, в тексте);
— в несложных случаях подбирать к слову
синонимы, антонимы, фразеологические обороты; к фразеологическому обороту —
слова — синонимы, антонимы и фразеологические обороты — синонимы, антонимы;
— находить в тексте слова с переносным
значением, синонимы,
антонимы, фразеологические обороты, диалектные и профессиональные слова,
устаревшие слова;
— в ясных случаях определять
изобразительно-выразительную
роль в текстах разных стилей слов с переносным значением, синонимов,
антонимов, фразеологических оборотов, диалектных, профессиональных и
устаревших слов, неологизмов;
— употреблять в необходимых случаях в
собственной речи
изученные синонимические ряды слов, антонимы, слова с переносным значением, фразеологические
обороты;— пользоваться толковыми словарями разных типов.
Спасибо, очень интересная информация 😍👍🏻
ОтветитьУдалитьОчень полезно
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию💫🌼
ОтветитьУдалить👍👍
ОтветитьУдалитьочень помогает при подготовке к занятиям. спасибо большое
ОтветитьУдалить