Некоторые вопросы методики обучения лексике

 

Лексика – это, с одной стороны, раздел науки о языке, изучающий его словарную систему, с другой – совокупность всех слов языка. Лексике как разделу науки о языке в методике русского языка соответствует методика лексики, а лексике как совокупности всех слов языка – методика обогащения словарного запаса учащихся.

Лексика  в школьных программах по русскому языку и задачи ее изучения

Работа по лексике в школе имеет огромное как образовательное, так и практическое значение. Образовательное значение лексики заключается в том, что её изучение расширяет знание учащихся о языке, знакомит с одной из единиц языка – словом, показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, лексикой и морфологией, лексикой и стилистикой и т.д., формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса, тем самым формируя материалистический взгляд на язык как на развивающееся явление.

Практическое значение лексики заключается в том, что её изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики других единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться толковым словарем.

Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку в целом.

Место лексики в структуре школьной программы

В школьном курсе русского языка лексика изучается как особый раздел науки о языке и как лексический аспект изучения грамматики.

Аспектное изучение лексики позволяет лучше осознать грамматические явления и понять особенности функционирования лексических явлений в предложении, а также обеспечивает систематическое повторение лексических понятий и закрепление соответствующих умений при изучении грамматики.

В действующей программе отражены оба пути изучения лексики: в её первых пунктах перечислены лексические понятия, с которыми должны познакомиться учащиеся, а во вторых пунктах перечисляются лексические понятия, над которыми необходимо работать с целью показа взаимосвязи лексики и грамматики. Этот подход к изучению лексики отражен и в стабильных учебниках по русскому языку для 5-6 классов.

Со словом как единицей языка учащиеся имеют дело с первых шагов обучения в школе и на протяжении всего курса изучения русского языка и литературы, поскольку слово – строительный материал как для предложения, так и для связного высказывания. В соответствии с этим в школьном курсе русского языка выделяют 4 этапа работы над лексическими явлениями:

1.пропедевтический – 1-4 классы;

2.систематический – 5-6 классы;

3.аспектное изучение грамматики – 7-9 классы;

4. функционально-стилистический – 9 класс.

Знакомство с отдельными лексическими понятиями начинается в начальных классах. Здесь дети узнают, что есть слова, близкие и противоположные по смыслу, учатся выбирать лучшее слово для выражения мысли, занимаются устранением однообразного употребления слов в связной речи».

В 5-6 классах лексика изучается в самом начале школьного курса русского языка. Учащиеся усваивают связи словообразования и морфологии с лексикой. В 9 классе рассматривается функционально-стилистический аспект работы по лексике в специальном разделе «Общие сведения о языке».

Лексика как раздел науки о языке в программах для 5 и 6 классов помещена после фонетики и перед грамматикой. Изучение лексики после фонетики позволяет опереться на знакомый учащимся материал, даёт возможность соотнести состав слова с его лексическим значением, а также показать «обслуживающую» роль звуков по отношению к словам.

Изучение лексики в 5-6 классах перед словообразованием и морфологией позволяет показать:

1)различие между лексическим (конкретным) значением и грамматическим (абстрактным) значением;

2)зависимость проявления грамматических процессов от лексического значения слов;

3)использование слов в словообразовании для производства новых слов, в морфологии – для образования форм слов, в синтаксисе – для построения словосочетаний и предложений.

 

Лексические понятия и умения в школьном курсе русского языка

В школьный курс лексики включаются, помимо основных понятий современной лексикологии, отдельные понятия исторической лексикологии: устаревшие и новые слова, заимствованные слова, которые необходимы для формирования у школьников взгляда на язык как на развивающееся явление, тесно связанное с историей русского народа.

В школьный курс лексики включены также отдельные понятия, характеризующие необщеупотребительные диалектизмы и  профессиональные слова.

Лексические явления находятся в системных связях друг с другом. Отсюда при отборе лексических понятий вытекает системный принцип, в связи с которыми в школе предусмотрено изучение понятий: многозначность слова, омонимы, синонимы и антонимы.

В совокупности лексикологические понятия составляют 3 группы:

1)понятия, входящие в лексическую парадигму на уровне семантики слова (слово, лексическое значение слова, многозначность, переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, эмоционально-экспрессивные слова, стилистически окрашенные слова):

2)понятия, связанные с употреблением слова в разных сферах применения языка (общеупотребительные и необщеупотребительные, диалектические, профессиональные слова):

3)понятия, связанные с развитием словарного запаса, с происхождением слов (устаревшие слова, неологизмы, исконно русские слова, заимствованные). 

 

Проверка знаний и умений учащихся по лексике и фразеологии
          В результате работы по лексике и фразеологии учащиеся дол­жны знать:
— что изучается в лексике и фразеологии (слова и фразеоло­гизмы русского языка; лексическое значение слова, лексическое
значение фразеологизма; группы слов по значению, употреблению
и происхождению);

— назначение слова в языке (одна из основных единиц языка);
функции слова и фразеологизма в языке; назначение в языке
многозначных слов, синонимов, антонимов, неологизмов, фразеоло­гических оборотов; в речи слов с переносным значением, синони­мов, антонимов, диалектных, профессиональных и устаревших слов;

— причины устаревания имеющихся слов и появления новых
слов;

— формулировки определений лексического значения слова, од­нозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов,
заимствованных слов, устаревших слов и неологизмов, фразеоло­гических оборотов;

— виды и назначение толковых словарей; строение словарной статьи толкового и фразеологического словарей.
            В результате изучения лексики учащиеся должны уметь:
— толковать лексические значения известных слов;
— узнавать лексическое значение слова, в котором оно употреб­лено в контексте (в словосочетании, предложении, в тексте);
— в несложных случаях подбирать к слову синонимы, антони­мы, фразеологические обороты; к фразеологическому обороту —
слова — синонимы, антонимы и фразеологические обороты — сино­нимы, антонимы;

— находить в тексте слова с переносным значением, синонимы,
антонимы, фразеологические обороты, диалектные и профессиональ­ные слова, устаревшие слова;

— в ясных случаях определять изобразительно-выразительную
роль в текстах разных стилей слов с переносным значением, сино­нимов, антонимов, фразеологических оборотов, диалектных, про­фессиональных и устаревших слов, неологизмов;

— употреблять в необходимых случаях в собственной речи
изученные синонимические ряды слов, антонимы, слова с перенос­ным значением, фразеологические обороты;— пользоваться толковыми словарями разных типов.


 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку