Методическая разработка занятия по практическому курсу русского языка

Факультет – филологический

Курс – 2 РО

Форма занятия – практическое занятие

Тема – Тире в бессоюзном сложном предложении. Основные случаи употребления тире в простых и сложных предложениях.

Цель – закрепить  знания, полученные на предыдущих занятиях, посвященных изучению БСП, сформировать умения производить языковой анализ изучаемых конструкций.

ПЛАН

1.     Оргмомент

2.     Проверка домашнего задания

3.     Переход к новой теме

4.     Объяснение нового материала

5.     Устная работа по определению смысловых отношений между частями БСП

6.     Цифровой диктант

7.     Анализ предложений, допускающих вариативные знаки препинания между частями

8.     Лингвистические задачи

9.     Работа по замене сложных союзных предложений синонимичными бессозными

10.  Распределительный диктант

11.  Самостоятельная работа

12.    Подведение итогов

13.   Задание на дом

1.   Оргмомент

2.            Проверка домашнего задания, связанного с постановкой запятой, точки с запятой и двоеточия в БСП (упр. 423 (1, 2 часть) по пособию В.Ф. Грекова).

3.            Переход к новой теме

– Сегодня мы продолжим изучение бессоюзных сложных предложений и поговорим о случаях постановки тире между частями предложений данного типа.

  Давайте вспомним, какая интонация соответствует БСП с тире.

(Интонация сопоставления и обусловленности. Первая характеризуется повышением тона в конце первой части БСП и одинаковыми ударениями на логически сопоставляемых словах. В ритмомелодическом отношении эти два вида интонации близки, однако ударения в предложениях с интонацией обусловленности не так симметричны)

– Как интонационно отличаются БСП с двоеточием и тире?

(Двоеточию соответствует объяснительная интонация, характеризующаяся понижением тона в конце первой части и более быстрым темпом второй.)

4.     Объяснение нового материала

– Сейчас мы проанализируем примеры из таблицы, постараемся определить, какие смысловые отношения между частями БСП соответствуют тире.

Примеры

Значение

Можно вставить

союз

1.Труд человека кормит – лень портит.

противопоставление

а, но

2.Пашню пашут – руками не машут.

время

когда

3. Лучше вспашешь – больше хлеба возьмешь.

условие

если

4.Мелкий  дождь сеет с утра – выйти невозможно.

следствие

поэтому, так что

5. Молвит слово – соловей поет.

сравнение

как, словно, будто…

6.Дунул ветер – все дрогнуло, ожило и засмеялось.

быстрая смена событий

 

 

(Примеры из таблицы анализируются и записываются студентами.)

5.     Устная работа по определению смысловых отношений между частями БСП

– Если у вас нет вопросов по таблице, выполним устно следующее задание.

Прочитайте предложения, соблюдая верную интонацию. Попробуйте определить, в каких предложениях есть значение противопоставления, в каких – времени, условия, следствия, сравнения. Используйте прием замены.

Образец:  Нет друга – ищи его. (Если нет друга, ищи его.)

1. Лес рубят – щепки летят. 2. Хочешь дружбы – будь другом. 3. Не нашел в себе – не ищи в других. 4. Одно полено не горит и в печи – два полена не гаснут и в поле. 5. Улыбнется – солнышко засияет. 6. Река вышла из берегов – залило прибрежные посевы. 7. С крыш свесились сосульки – началась капель. 8. Несколько раз оглянулся – никого не было. 9. Ключ потерян – ломайте дверь. 10. Мимо пройдет – солнцем одарит.

   6.  Цифровой диктант

– Думаю, теперь вы готовы к записи цифрового диктанта. Я продиктую бессоюзные сложные предложения с тире. Вы должны определить условия постановки данного знака препинания.

Код диктанта:

1-  резкое противопоставление частей;

2-  первая часть предложения указывает на время или условие того, о чем говорится во второй;

3-  вторая часть предложения заключает вывод;

4-  содержание первой части сравнивается с содержанием второй;

5-  вторая часть указывает на быструю смену событий.

Диктуются следующие предложения.

1.     Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.

2.     Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

3.     Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают.

4.     Земля кругла – на ней не скроешь тайны.

5.     Ставнем стукнет – он вздрогнет и побледнеет.

6.     Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости.

7.     Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой.

8.     Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.

9.     Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания.

10.                       Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто.

(Студенты зачитывают ответы, ошибки анализируются.)

 

7. Анализ предложений, допускающих вариативные знаки препинания между частями

- Следующее задание подготовит вас к решению лингвистических задач. Выполним его устно.

Определите, как в смысловом отношении различаются данные предложения.

1. В поле потемнело: надвигалась гроза. В поле потемнело, надвигалась гроза. Надвигалась гроза – в поле потемнело. 2. Выйти невозможно: на улице дождь. На улице дождь – выйти невозможно. 3. Будет холодно – поедем домой. Поедем домой: будет холодно. 4. Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. Луна всходила поздно – ее не было видно. 5. Сильный ветер дует с утра – поход отменяется. Поход отменяется: с утра дует сильный ветер. 6. Я кричал во сне – меня будили. Меня будили: я кричал во сне. 7. Я говорю правду: мне не к чему лгать. Мне не к чему лгать – я говорю правду. Я говорю правду, мне не к чему лгать. 8. Взойдет солнце – поедем в поле. Взойдет солнце, поедем в поле. 

(Студенты зачитывают все варианты предложений, определяют смысловые отношения между частями БСП. Особое внимание уделяется правильному интонированию предложений с различными знаками препинания.)

 

8.     Лингвистические задачи

  Думаю, вы уже готовы к решению лингвистических задач. Мы запишем несколько бессоюзных предложений. Вам нужно определить, какие знаки препинания возможны между частями БСП.

1.     Прошли обильные дожди (, –) проселочные дороги стали непроезжими.

2.     Я вздрогнул (, : – ) книга выпала из рук.

3.     Наступила долгожданная тишина (, : – ) все легли спать.

4.     В лесу мы находили подосиновики, маслята (–  ;) белые грибы не попадались.

5.     Мама сердилась (, : –) дочка не слушалась.

(Студенты устанавливают, как меняется смысл БСП, его интонация в зависимости от употребления того или иного знака препинания.)

 

9.     Работа по замене сложных союзных предложений синонимичными бессоюзными

1. Я окончательно свалился с ног, потому что меня трясла сильная лихорадка.

2. Он попробовал пошевелить рукой, но она не двигалась.

3. Отблистали молнии, и отгрохотал гром.

4. Он чувствует, что чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.

5. Когда ударил палкой по сосне, она зазвенела.

(Диктуются союзные сложные предложения. Студенты превращают их в бессоюзные предложения, записывая только эти варианты. Вспоминаем правила постановки других знаков препинания в БСП.)

 

10.            Распределительный диктант

– Теперь мы запишем распределительный диктант, который поможет вспомнить случаи постановки тире не только в сложных, но и  в простых предложения. Вы распределите предложения на две группы – ПП с тире и СП с тире.

Диктуются следующие предложения.

1.     Поселок, расположившийся у подножия горы, –  известный курорт.

2.     Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

3.     И скошенные кусты у реки, и сама река, и ястребы, вившиеся над оголенным лугом, –  все это было совершенно новым.

4.     Вдали показалась пристань – маленький красный домик, выстроенный на барке.

5.     Мы его предупреждали – он советом пренебрег.

6.     Он знак подаст – и все хохочут.

(Анализируем случаи тире в ССП, БСП и ПП и вспоминаем некоторые орфограммы.)

 

11.            Самостоятельная работа

 Приступаем к заключительной части нашего занятия. Вам нужно выполнить небольшую самостоятельную работу.

Перепишите, расставляя знаки препинания

1.     Тишина вот самый большой дефицит на земном шаре.

2.     Люблю я письма человеческую связь.

3.     Я ведь не просто странствовал  я совершал открытия.

4.      Закроешь глаза вся земля так и поплывет под ногами.

5.     Дорожка к беседке Маша теперь расчищала ее каждый день походила на глубокий окоп.

6.     И улицы старых селений и старые липы в тени все дышит покоем прохладой.

7.     Посмотришь на часы так рассвело посмотришь за окно не рассветало.

8.     За лугами за старицами приютом щук и прочей рыбы видна полоска песков с длинными типично рязанскими селами.

(Вспоминаем случаи постановки тире при приложениях, вставных конструкциях, при обобщающем слове, между главными членами предложения.)

12.            Подведение итогов (небольшой фронтальный опрос по теме). Выставление оценок.

13.            Задание на дом

(параграф № 85, упр. 423 (3,4 часть)  по пособию В.Ф. Грекова;

тест № 10 (Сивриди Г.Н., Кубаева О.В., Березина Л.В. Тесты по русскому языку (орфография и пунктуация). – Махачкала, 2005).

 

Список использованной литературы

 

1.     Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации. – М., 1982.

2.     Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2003.

3.     Розенталь Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами. – М., 2003.

4.     Русский язык. Орфография и пунктуация. / Под ред. Г.Н. Сивриди, Т.И. Магомедовой. – Махачкала, 2017.

5.     Сивриди Г.Н., Кубаева О.В., Березина Л.В. Тесты по русскому языку (орфография и пунктуация). – Махачкала, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку