Методика обучения морфологии
Задачи изучения
морфологии в школе:
- обеспечить
усвоение учащимися морфологической системы русского языка;
- создать
предпосылки для осмысления учащимися понятия о грамматических категориях и
формирующих их грамматических значениях;
- дать
представление о морфологической форме слова как основной единице раздела,
синкретизме в ней лексического и грамматического значений;
- вести
систематическую работу над морфологическими нормами современного русского
литературного языка;
- формировать
речевые умения правильно, уместно использовать грамматические формы в
собственных высказываниях с учетом коммуникативного намерения;
- с целью
предупреждения морфологических ошибок учить школьников находить нарушения в
образовании грамматических форм;
- формировать
коммуникативные умения применять морфологические средства языка.
Лингводидактические основы школьного курса морфологии
Содержание
школьного курса морфологии составляет учение о частях речи -
лексико-грамматических группах слов, выделяемых с учетом общности частеречного
значения, морфологических признаков, синтагматических связей и синтаксических
свойств. В школьной морфологии изучаются шесть знаменательных частей речи (имя
существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие,
глагол), три - служебные (предлог, союз, глагол) и междометие. Слова категории
состояния рассматриваются при изучении наречий (выделяется особая разновидность
предикативных наречий), односоставных безличных предложений, модальные слова -
при изучении осложненных предложений с вводными словами и словосочетаниями.
В ныне
действующих учебниках по русскому языку причастия и деепричастия
рассматриваются как формы глагола, занимающие особое место в его расширенной
парадигме.
Части речи - это
центральное лингвистическое понятие, имеющее широкое значение и обозначающее
морфологическую категорию, которая регламентирует распределение слов по
лексико-грамматическим классам.
Различают две
разновидности морфологических категорий: классификационные и
словоизменительные. Методическое последствие существования двух неравноценных
видов грамматических категорий нашло отражение в последовательности
морфологического разбора слов изменяемых частей речи: вначале характеризуются
постоянные признаки слова, а затем - непостоянные признаки словоформы.
Принципы изучения морфологии
Общеметодические
принципы
Экстралингвистический
принцип при изучении морфологии
может быть успешно реализован при сопоставлении грамматической категории числа
имен существительных и реального количества предметов, ими обозначенных: форма
единственного числа употребляется, когда речь идет об одном предмете,
множественного - когда о двух и более предметах. Рисунки парных или сложных
предметов помогут выявить своеобразие имен существительных, употребляющихся
только в форме множественного числа. Формировать представление об общем роде
имен существительных также целесообразно с привлечением рисунков.
Действие функционального
принципа на морфологическом уровне отражается в определениях некоторых
грамматических понятий: категория времени обозначает отношение глагольного
действия к моменту речи; категория наклонения - отношение глагольного действия
к действительности; вида - к достижению действием своего внутреннего предела и
т.д.
Функциональный
принцип можно проиллюстрировать на изолированном употреблении имен
существительных.
С функциональным
принципом тесно взаимодействует принцип межуровневых и внутриуровневых связей.
Отсутствие в
русской графике буквы для единого обозначения звука йот приводит
к тому, что орфографический облик морфологической формы не дает представления о
её реальных значимых частях. Суффикс -j- со значением
собирательности и отвлеченного действия относит слова, его содержащие, к классу
слов, употребляющихся только в форме единственного числа, что иллюстрирует
связь морфологии со словообразованием. Словоформы, различающиеся ударением,
выявляют связь морфологии с фонетикой. Очевидна связь морфологии с лексикой и
синтаксисом: грамматические закономерности языка реализуются в словоформе,
совмещающей лексическое и грамматическое значения и функционирующей в
словосочетании и предложении.
Действие структурно-семантического
принципа, который предполагает сопоставление формы и значения,
продемонстрируем формами родительного падежа имени существительного: они могут
обозначать: 1) производителя действия (пение Ольги); 2) предмет, на
который направлено действие (обработка детали); 3) признак предмета (дом
соседки); 4) обстоятельства, при которых совершаются действия (отдыхать
до поздней осени, выбежать из комнаты).
Нормативно-стилистический
принцип на морфологическом уровне
регламентирует как образование падежных форм и форм числа именных частей речи,
личных и атрибутивных форм глагола, так и их уместное употребление в
зависимости от ситуации общения
Действие исторического
принципа на уроках морфологии связано с привлечением таких факторов
истории языка, которые помогают объяснять сущность того или иного
грамматического явления.
Спасибо очень полезный материал ❤️👍🏻
ОтветитьУдалитьОчень информативно, спасибо
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Валерьевна !
ОтветитьУдалитьЗаконспектировала, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию 🌸
ОтветитьУдалитьУНАЕВА ИНДИРА
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, очень интересно!
Спасибо, полезно ❤️
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал!
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию 👍💕
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Валерьевна😊
ОтветитьУдалитьспасибо большое
ОтветитьУдалить