Методика изучения фонетики в школьном курсе русского языка

 






Письмо – одежда устной речи.
Оно передает, “изображает”
устную речь. Звук произносят
и слышат, букву пишут, читают.
Прочесть букву – значит произ-
нести звук.

                    М.П. Панов

В настоящее время в школьных пособиях уделяется большое внимание отражению современных научных знаний по фонетике и графике. Этим подчеркивается знание фонетического материала в школьном курсе русского языка с тем, чтобы преодолеть некоторые формальные традиции в его изучении.

Раздел “Фонетика и графика” в учебнике русского языка содержит в себе разнообразные теоретические положения и дает возможность проводить различные фонетико-графические наблюдения, позволяющие учащимся осознанно и перспективно усваивать материал. Многие теоретические положения в учебнике не даны “открытым текстом”, их надо извлечь из упражнений.

Основные задачи изучение раздела:

·  развитие звуковой культуры речи учащихся;

· формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора;

· формирование умения определять орфограмму на основе звукового анализа.

Формирование звуковой культуры речи начинается задолго до того, как ребенок придет в 5-й класс. Решением этой задачи занимаются воспитатели детских садов, продолжают работу учителя 1-4-х классов. В 5-м классе и последующих классах нужно научить детей анализировать речь окружающих людей и свою собственную с позиции ее правильного звучания. Следует постоянно обращать внимание учащихся на артикуляцию произносимых звуков, на благозвучность речи.

Задача школы – воспитать у учащихся эстетические критерии правильной речи;  нарушения норм произношения должны восприниматься детьми также остро, как орфографические ошибки. Для этого требуется постоянный контроль за речью детей и специальные тренировочные упражнения.

Все особенности графики дети 1-4-й классов усваивают в процессе овладения чтением и письмом. Так, читая, учащиеся по буквенному изображению воспроизводят звуковую форму слова: хлеб – [хл?эп], мороз – [марос]. Записывая то или иное слово, обозначают буквами по законам графики: [jэл?] – ель, [м?ата] – мята. Эффективность обучения во многом зависит от умения учителя опираться на ранее полученные знания, то есть идти от известного к неизвестному. Преемственность заложена не только в содержании материала, определенного программой (в начальных классах разделом “Звуки и буквы”, в 5-м классе темой “Фонетика и графика”). Преемственность должна соблюдаться и в приемах обучения, и в способах усвоения материала учащимися. Само понятие преемственности включает в качестве его существенных признаков такую последовательность образовательно-воспитательной работы, где в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний и умений, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе. Чтобы соблюдать преемственность в обучении русскому языку во всей ее многогранности,  учителю – словеснику нужно хорошо знать:

· содержание раздела “Звук и буквы”, программу по русскому языку в начальных классах;

·  методику обучения младших школьников знаниям о звуках и буквах;

·  систему умственных действий учащихся.

В 5-м классе фонетико-графические знания будут в основном систематизироваться, совершенствоваться. Характер заданий должен направлять на четкое разграничение учащимися звуков и букв, на систематизацию знаний о звуковом строе русского языка, на совершенствование орфографических знаний, на осознанное усвоение орфографических и пунктуационных навыков.

Усваивать фонетико-графические знания учащиеся должны как в начальной школе, так и в 5-м классе в процессе умственных действий с этими знаниями. Умственные действия обеспечивают формирование умственных знаний: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Аналитико-синтетические упражнения со звуковой формой слов имеют специфические трудности: звуки только слышим, видеть их невозможно, чтобы звуки “задержать” для анализа, необходимо их материально обеспечить. Способы обозначения звуков для разбора в начальной школе и в 5-м классе различаются.

В программе 1-4-х классов довольно много внимания уделяется звуковому разбору. Но несмотря на это, большой процент учащихся приходит в 5-й класс с недостаточно хорошо развитыми знаниями звукового анализа. Причины различны, но пробелы в знаниях и умениях учеников создают большую трудность в работе учителя-словесника. С первых уроков русского языка устанавливаем, кто из детей плохо владеет приемами звукового анализа, и планируем индивидуальную работу. Эти упражнение проводим как в урочное, так и во внеурочное время. Предлагаем систему упражнений по формированию умений учащихся выполнять звуковой разбор. Задача учителя – на ее основе спланировать индивидуальную работу с детьми. Упражнения распределяем по занятиям, которые позволяют эффективнее исправлять недочеты в знаниях, умениях и навыках учащихся. Эту работу проводим на уроках повторения в начале года. Приведем пример:

Цель: формирование умения выделять гласные звуки из удобной позиции (ГС, ГГ: гласный звук находится в слабом сочетании с последующим звуком, поэтому легко от него отделяется). Все слова для звукового анализа не записываются. Каждое слово воспринимается на слух, для эффективного выполнения этого задания к словам подбираем картинки.

[а]ист, [о]сы, [у]тка, [и]ва, [э]хо. В скобках звуки, над которыми дети будут работать:

·                    рассмотреть картинку;

·                    назвать слово;

·                    повторить слово, протягивая первый звук;

·                    выделить этот звук;

·               наблюдать за положением губ, языка, прохождением воздуха во рту, за участием голоса в образовании звука.

Наблюдение проводим по данному плану. В итоге делаем вывод: при произношении звуков [а], [о], [у], [э] выдыхаемый воздух проходит свободно, во рту нет преград, участие голоса обязательно. Это основные признаки гласных звуков.

Не нужно игнорировать материал учебника, так как этот материал тщательно отобран и имеется у всех учащихся, что создает удобные условия для занятий. Для того чтобы рассуждения учащихся были логически последовательны, достаточно аргументированны, добиваемся полных и точных выводов. Разрабатывая уроки по фонетике, следует помнить об особенностях материала. Изучаются звуки речи, поэтому большая часть времени отводится на устную работу. Изучая раздел “Фонетика и графика,” нужно представлять, при изучении каких тем необходимо будет использовать фонетико-графические знания.

При изучении морфологии фонетический разбор помогает объяснить целый ряд морфологических явлений, позволяет избежать довольно распространенной ошибки определения мягкого знака как окончания имен существительных типа огонь. Данные фонетики необходимы, чтобы осознавать особенности склонения имен существительных и прилагательных с основой на [й]: а) линия, история, батарея, затея, гений, планетарий, мнение, здание; б) медвежий, лисий, заячий; не считать [й] окончанием, а видеть в этой морфеме суффикс.

При образовании форм повелительного наклонения фонетический разбор объяснит закономерность появления форм на [й] у глаголов, основа которых оканчивается в настоящем времени на [й]: читай – читают [й?ут], работай – работают [й?ут], а также появление мягкого знака после конечного мягкого согласного: познакомь – познакомьте. Знания по фонетике углубляются при изучении глагольных видоизменений. Видовые пары могут быть образованы сменой ударения: расстелить – расстилать, спросить – спрашивать. Ударение в глаголе помогает различить не только виды, но и наклонения:

Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

держите

держите

ходите

ходите

пишите

пишете

носите

носите

 

Таким образом, проведение фонетического разбора показывает, что объективно существующие фонетические законы влияют на другие явления и процессы в языке и отражаются в орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.


 https://urok.1sept.ru/articles/597026 

 

Комментарии

  1. Ольга Валерьевна, спасибо Вам за информацию. Было полезно при написании конспекта

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересная информация. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная информация. Спасибо большое❤️

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за полезную информацию!

    ОтветитьУдалить
  5. Прекрасная статья.Все ясно и понятно.Спасибо

    ОтветитьУдалить
  6. Доступное объяснение темы , спасибо, Ольга Валерьевна

    ОтветитьУдалить
  7. очень полезный материал, спасибо 💕

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо большое, очень интересная информация!

    ОтветитьУдалить
  9. Все доступно и интересно изложено, спасибо 🌸

    ОтветитьУдалить
  10. Очень интересный и полезный материал!!!Спасибо💗✨

    ОтветитьУдалить
  11. Как всегда,все очень доступно
    Спасибо,что стараетесь для нас. ❤️

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, Ольга Валерьевна 💕 все очень интересно и познавательно 👍

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку