Учебник как ведущее средство обучения
Основные этапы в истории создания
учебников.
Стабильные учебники по русскому
языку начали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г.
"Об учебниках для начальной и средней школы". До этого времени
согласно теории "отмирания учебника" в школьной практике широко применялись
пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это
так называемые подвижные, "рассыпные" учебники, составлявшиеся из
отдельных заданий, "тетрадей", брошюр, выпусков и т.п. Само слово
"учебник" было в то время заменено названием "рабочая книга".
После указанного постановления с
1933 г. были созданы следующие стабильные учебники:
• Шапиро А.Б. Грамматика. - Ч. I и
II. Учебник выдержал 11 изданий и выходил с 1933 по 1936 г.
• Бархударов С.Г., Досычева Е.И.
Грамматика русского языка. - Ч. I и П. С 1944 г. учебник выходил под редакцией
академика Л.В.Щербы (без указания авторов). Книга выдержала 14 изданий и
издавалась с 1938 по 1952г.
• Бархударов С.Г., Крючков С.Е.
Учебник русского языка. - Ч. I и II.
Учебник издавался с 1954 г. и
действовал: I часть - до 1969 г., II часть-до 1970г.
Начиная с 1970 г. школьный курс
русского языка представлен в следующих учебниках для V-IX классов:
• Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. редактор
Н.М. Шанский. (а также 6 и 7)
• Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,
Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс.
• Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,
Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс.
В настоящее время наряду с
названными в общеобразовательной школе используются еще два учебных комплекта,
рекомендованные Министерством образования РФ.
1. Разумовская М.М., Львова С.И.,
Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. С 5 по 8 класс / Под ред.
М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
Русский язык: Теория. 5-9 классы.
Русский язык: Практика. 5 класс:
Сборник задач и упражнений / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В. Бабайцева.
Русский язык: Практика. 6-7 классы:
Сборник задач и упражнений / Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч.
редактор В.В.Бабайцева.
Русский язык: Практика. 8-9 классы:
Сборник задач и упражнений / Сост. Ю.С.Пичугов; Науч. редактор. В. В.
Бабайцева.
Никитина Е.И. Русская речь. 5-7
классы и 8-9 классы / Науч. редактор В.В. Бабайцева.
В старших классах (X-XI) для
обобщения и повторения учебного материала рекомендуются учебники:
• Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.
• Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие
по русскому языку в старших классах.
Создаются и используются в школьной
практике учебные пособия, предназначенные для углубленного изучения русского
языка и самообразования. Например:
• Бабайцева В.В. Русский язык:
Теория. 5-11 классы. Для учебных заведений с углубленным изучением русского
языка.
• Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский
язык. 10-11 классы. Для вечерних школ и самообразования.
Школьный учебник - это специальная
книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для
достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются:
информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная.
В учебнике даются знания
(информационная функция), представленные в виде определенной системы
(систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих
общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все
материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и
верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в
последующей трудовой жизни (воспитательная функция).
Учебник и программа имеют общую
систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в
отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание
изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование
языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об
изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов
деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает
достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений,
расположенных в определенной, методически оправданной последовательности,
содействует развитию школьников, воспитанию высоких моральных качеств.
Как правило, учебник включает
следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов
и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания);
иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление,
заголовки и т.п.).
Тексты о языке составляют основное
содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные и
дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи,
даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы
и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется
система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах
даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или
способы применения правил) и т.п.
Аппарат организации работы включает
прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над
фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного,
направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и
навыков.
Иллюстративный материал (рисунки,
схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.) способствует более глубокому
осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным
текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет,
конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в
тексте.
Аппарат ориентировки (указатели,
заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника,
дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет
ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и
т.п.
Учебник предназначен и для
учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации,
справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник
методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со
школьниками на разных этапах освоения материала.
Здравствуйте, спасибо за полезную информацию 💙
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, спасибо за полезную информацию 💙
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, очень интересная информация👏🏻😍
ОтветитьУдалить👏очень интересно!!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за информацию 🌸
ОтветитьУдалитьПознавательный материал, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию🌸
ОтветитьУдалитьПолезная статья, спасибо, Ольга Валерьевна
ОтветитьУдалитьПолезная информация, спасибо ❤️
ОтветитьУдалитьБыло очень интересно ! Узнала много полезной информации ☺️
ОтветитьУдалитьОчень интересно и познавательно !!! Спасибо!
ОтветитьУдалить🔥☝🏻
ОтветитьУдалитьВесьма полезная информация. Спасибо большое
ОтветитьУдалитьОчень полезная информация. Благодарю 🌷
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалить