Основные общедидактические принципы
![]() |
Обучение и его
принципы
Обучение – это сложный,
многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого
количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были
созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены
теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют
направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют
оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности.
ЗАМЕЧАНИЕ 1
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Иначе говоря, принципы обучения – это
некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении
учебного процесса.
Все принципы обучения можно разделить на
дидактические, то есть применимые ко всем предметам, и методические –
применимые к данному конкретному предмету. В данной статье мы рассмотрим
дидактические принципы обучения.
Дидактическими считаются следующие
принципы: научность, последовательность, системность, преемственность, связь
теории с практикой, сознательность, активность, доступность, индивидуальный
подход к учащимся, прочность, наглядность.
По мнению К. Д. Ушинского, великого
русского педагога XIX века, в дидактике используются следующие принципы:
·
Систематичность,
доступность и посильность обучения;
·
Сознательность
и активность обучения;
·
Прочность
знаний;
·
Наглядность
обучения;
·
Народность
обучения;
·
Воспитывающий
характер обучения;
·
Научность
обучения.
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
Основные
дидактические принципы обучения
Принцип
научности,
он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания
образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения
официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно
этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное.
При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а
относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и
субъективные представления учёных.
Принцип
объективности
также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную,
художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную
структуру.
Принцип
последовательности
обучения призван обеспечить
систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение
обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть
чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом
порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более
конкретным.
Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.
ЗАМЕЧАНИЕ 2
Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.
Принцип
прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися
одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от
друга. Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые
ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному
принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения. В идеале
все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями
жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда.
Принцип
сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в
образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это
активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов
обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего
в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения
материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс
его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и
воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения
активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры,
экскурсии, соревнования и др.
Принцип
гражданственности,
напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть
гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система
обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников,
учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов
обучения. Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне
трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного
принципа можно назвать принцип
доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Принцип индивидуального
подхода
к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный
подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы
ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный
подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и
требования полностью соответствуют его возможностям.
Согласно принципу прочности усвоения знаний содержание образовательного
курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат
достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов:
активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности
усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.
Принцип
наглядности,
«золотое правило обучения», предполагает задействование в обучении всех органов
чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия:
зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать
разные типы подачи информации.
Исследованиями доказано, что самым
эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей
окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у
людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит
переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей
образования является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему
знаний посредством разума и логики.
https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/didakticheskie_principy_obucheniya/
Полезная информация
ОтветитьУдалитьСпасибо за высокую оценку!
УдалитьСпасибо, очень интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию ✨
ОтветитьУдалитьСпасибо за внимательное прочтение!
Удалитьочень интересно!
ОтветитьУдалитьКруто!!!
ОтветитьУдалитьИнтересная информация!
ОтветитьУдалитьЗанимательно!
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию 👍
ОтветитьУдалить