Методическая разработка лабораторного занятия по практическому курсу русского языка


ВУЗ-ДГУ
Факультет - филологический
Курс - 1 (профиль подготовки - Отечественная филология)
Количество студентов -15
Форма занятия - лабораторное занятие
Тема - Обособление согласованных определений
Цель - закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии, формирование умений распознавать в тексте обособленные конструкции, производить языковой анализ.
Оборудование - интерактивная доска.

ПЛАН
1. Оргмомент
2. Словарный диктант
3. Переход к новой теме
4. Объяснение нового материала
5. Работа с алгоритмом
6. Лингвистическая задача
7. Корректирование текста
8. Творческая работа
9. Распределительный диктант с элементами трансформации
10. Цифровой диктант
11. Графический диктант
12. Самостоятельная работа
13. Подведение итогов
14. Задание на дом




1. Оргмомент
2. Словарный диктант (по теме предшествующего занятия –Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях)
Забракован..ый товар, незван..ый гость, ткан..ое полотно, подмочен..ая репутация, разочарован..ая интеллигенция, по неписан..ым законам, хитросплетен..ый узор, веян..ое на току зерно, решен..ая задача, жжен..ый кофе.
3. Переход к новой теме
- Какую синтаксическую функцию обычно выполняют в предложении прилагательные и причастия?
(Являются определениями.)
- Давайте вспомним, какой второстепенный член предложения называется определением.
(Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.)
- На какие группы делятся определения по характеру связи с определяемым словом?
(Определения делятся на согласованные и несогласованные.)
- Какие определения называются согласованными?
(Определения, которые связываются с определяемым словом при помощи согласования, т.е. стоят в том же падеже, роде, числе.)
- Какие члены предложения называются обособленными?
(Обособленные члены предложения выделяются по смыслу и интонационно, что отмечается графически.)
- Сегодня мы подробно поговорим о том, в каких же случаях обособляются согласованные определения. (Запись темы)
Сейчас при помощи интерактивной доски мы постараемся определить условия обособления такого рода определений.
4. Объяснение нового материала
На экран проецируется следующая запись:

1. Продрогший, я едва добрался до дома.
2. Несколько раз, таинственный и одинокий, мелькнул вдали огонек.
3. Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся.
4. Огромная ель, ветвистая и густая, укрыла нас от дождя.
5. Разморенные жарой, люди двигаются медленно, вяло.
(Обращаем внимание студентов на первые два способа обособления определений, которые называем универсальными: обособляется любое по составу определение, если относится к личному местоимению или отделено от определяемого слова. Таким образом, прежде всего нужно установить, какой частью речи является определяемое слово; если этим словом является личное местоимение, то определение всегда будет обособляться, а если существительное, то необходимо учитывать ряд факторов: состав определений и позицию по отношению к определяемому слову; останавливаемся отдельно и на пятом условии, когда определение выделяется до определяемого существительного при наличии добавочного обстоятельственного значения.)
5. Работа с алгоритмом («Пособие для самостоятельной работы по русскому языку», ч.2, с.27)
(Устно анализируются по алгоритму некоторые примеры.)
6. Лингвистическая задача.
Почему одно предложение содержит в своем составе согласованное обособленное определение, а другое - нет?
1. Брат, усталый и встревоженный, вернулся поздно.
2. Брат вернулся поздно усталый и встревоженный.
7. Корректирование текста.
Исправление ошибок в расстановке знаков препинания.
(При помощи интерактивной доски на экран проецируются предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки; студенты должны найти предложения с ошибками и записать их в исправленном виде.)
1. Вдруг на моих глазах плотно убитая дождями и снегом листва вздыбилась. (Пришв.)
2. Ветер сырой холодный пронизывающий с неистовой злобой стучит в окна. (А.Чехов)
3. Истощенный усилиями и лишениями старик слег в постель. (Герц.)
4. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. (И.Тург.)
5. Ветер перелистывал книгу, забытую на окне. (Пауст.)
8.Творческая работа
Со следующим сочетанием составить два предложения таким образом, чтобы в одном случае определение носило добавочное обстоятельственное значение, а в другом - нет.
Маленькая и миниатюрная извне церковь ...
(Маленькая и миниатюрная извне, церковь показалась просторной изнутри. (Г.Гребнев) - значение уступки. Ср.: Церковь показалась просторной изнутри, хотя была маленькой и миниатюрной извне. Маленькая и миниатюрная извне церковь стояла на пригорке.)
9.Распределительный диктант с элементами трансформации
(Выписать в один столбик предложения с обособленными определениями, а в другой - предложения, в которых ставить запятые не нужно, затем перестроить предложения таким образом, чтобы обособленные определения стали необособленными и наоборот.)
1. Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.
2. Осенние листья, еще легкие и медлительные в полете, чуть слышно прикасались к ее плечам.
3. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
4. Мне ярко запомнилось утро, мглистое и слякотное.
5. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти. (Последнее предложение переделать невозможно, так как определение относится к личному местоимению.)
10.Цифровой диктант
Код: 1 - нужно обособлять определение; 2 - не нужно обособлять определение.
(Вместо предложений записывается комбинация из этих цифр.)
1. Захотят ли они, умные, серьезные, принять меня?
2. Маленькие карие глазки быстро и весело блестели.
3. Дорога белела, освещенная месяцем.
4. Люблю до дыр зачитанные книги
5. Ожил лес, покрытый дымкой молодой зелени.
6. В девятнадцатом в Киев на отдых я, уставший, приехать не мог.
7. Была белая ночь, облачная и тихая.
8. Власть над землей вам, молодым, дана.
9. Под солнцем дышит еле-еле еще недавно мертвая земля.
10. С грохотом сыпался на палубы кораблей слежавшийся на реях снег.
11.Графический диктант.
(Вместо предложений записываются схемы трех видов: и ; и,; ,и.)
1. Снежок, выпавший ночью и тающий у нас на глазах, делает склон еще более скользким.
2. Я пошел на холм, покрытый кустарником, и прихватил с собой Ромку.
3. Дарья вскочила и, все еще встревоженная своим рассказом, принялась накрывать на стол.
4. Они выбрались на поляну, поросшую камышом и местами залитую водой.
5. С деревьев, окутанных легким туманом, и с папоротников сыпались крупные брызги.
6. Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась.
7. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет.
8. Я бродил по пристаням, липким от рыбьей чешуи, и тосковал по жаре.
9. Листва была навалена горами и, нагретая солнцем, издавала скипидарный запах.
10. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, и еле двигалась по темному морю.
12.Самостоятельная работа.
(1 вариант - Пособие В.Ф. Грекова и др. упр. 363, 1ч., № 1-5; 2 вариант - упр. 363, 1ч., № 6-10)
Контроль осуществляется путем взаимопроверки. В трудных случаях студенты прибегают к консультации преподавателя.
13.Подведение итогов (небольшой фронтальный опрос по теме).
14.Задание на дом.
(параграф № 4, упр. №2,7 - «Пособие для самостоятельной работы по русскому языку», ч.2.)
В упр. №2 необходимо вставить заключенные в скобки определения в предложения, делая их обособленными и необособленными. В упр. №7 нужно заменить причастные обороты придаточными определительными, а также указать стилистические различия синтаксических синонимов.
Список использованной литературы
1. Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации. - М., 1982.
2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Четко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2003.
3. Пособие для самостоятельной работы по русскому языку. Практикум по орфографии и пунктуации. 4.2 /Под ред. Г.Н. Сивриди. - Махачкала, 1999.
4. Розенталь Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами. — М., 2003.
5. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. -М., 1976.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку