Принципы отбора материала для школьного курса

 


История преподавания русского языка в российской дореволюционной школе, в школе советского периода и в настоящее время – это история взаимоотношений научной и школьной грамматики, история преодоления противоречий между ними.

Школьный курс русского языка не может включить всего того, что есть в научном курсе. Различия выражаются и в объеме понятий, и в интерпретации тех или иных языковых явлений. Хорошей считается та школьная грамматика, которая максимально приближена к научной. Появляются новые понятия в науке о языке, и через определенное время они находят отражение в школьном курсе. Так, раздел лексика и фразеология как самостоятельный оформился в 50-е годы 20-го века, и только в 60-е годы он появился в школьных программах и учебниках. Долгое время в школе не изучалось словосочетание. Только когда лингвисты, считавшие основной синтаксической единицей предложение, признали словосочетание самостоятельной синтаксической единицей, оно появилось и в школьном синтаксисе.  Это касается и морфемики, словообразования, синтаксиса СП, синтаксиса текста. Лингвисты до сих пор спорят о статусе причастия и деепричастия.

Понятия из научного курса отбираются для школы с учетом определенных требований (принципов, критериев). В школе изучается только часть научного курса русского языка. В методике используется понятие «минимизация материала». Для школьных программ и учебников отбирается минимум необходимых знаний. В разные периоды развития школы минимум знаний определялся по разным критериям, но основными принципами были общедидактические: научность, доступность, общепринятость.

Для школьного курса отбираются те знания, которые в лингвистике являются бесспорными, отстоявшимися.  Академик А.В. Текучёв писал: «Не следует поспешно нести в школу всё то, что появляется в лингвистике, что еще не отстоялось в ней и не может считаться общепризнанным». Профессор Дудников и некоторые другие методисты считали, что если какой-либо вопрос в научной грамматике является спорным, то в школе можно давать то, что наиболее соответствует интересам учащихся того или иного возраста.                Помимо названных общедидактических принципов, ученые при отборе материала придерживаются следующих принципов: мировоззренческие, функциональные, коммуникативные, исторические, практические, логико-познавательные, частотно-нормативные и эстетические.

Мировоззренческий критерий позволяет развивать у учащихся научный взгляд на русский язык: его происхождение, развитие, роль в современном мире, он определил включение в школьную программу общелингвистических понятий: язык, его функция, типы языков, родственные языки, старославянские языки, литературный язык, стили языка...

Функциональный критерий позволяет формировать умение отбирать средства языка в зависимости от условий общения.

Критерий коммуникативный способствует развитию связной речи учащихся, он позволил включить следующие понятия: язык и речь, типы речи, текст, стили и др.

Исторический принцип потребовал включения понятий: развитие языка, изменения в языке, неологизмы, устаревшие слова, архаизмы.

Практический принцип связан с формированием у учащихся навыков грамотного письма: орфография, пунктуация и т.п.

Логико-познавательный критерий обеспечивает развитие логического мышления учащихся.

Частотно-нормативный принцип предполагает включение того, что наиболее употребительно в языке (если в школе даются морфемы – приставка, суффикс, то понятие «унификса» не включается).

Эстетический критерий требует ознакомления с тем, что в языке прекрасно, тем, что делает язык выразительным. Он позволяет демонстрировать богатство речи, изобразительно-выразительные средства языка.

Русский язык как учебный предмет обладает богатейшими возможностями для воспитания высоких моральных качеств, а также эстетического чувства. В связи с этим даются понятия прямого и переносного значения, синонимы (смысловые и стилистические: лицо – лик, рожа; глаза – очи, гляделки), антонимы, паронимы и т.п.

Именно эти понятия, отвечающие перечисленным принципам, включаются в программы русского языка для общеобразовательных школ. В настоящее время в России функционирует и немало инновационных учебных заведений: гимназий, лицеев, педагогических колледжей. Также есть школы и классы с углубленным изучением отдельных предметов. В программы для гуманитарных классов включаются научные понятия, которые не даются в обычных школах. Преподаются и смежные дисциплины: культура речи, риторика, стилистика и др.

Содержание учебного предмета «Русский язык», являющегося одним из основных в учебных планах, отражено в программах. Школьная программа по русскому языку – государственный документ, определяющий содержание обучения русскому языку и подлежащий обязательному его выполнению. В настоящее время школы России работают как минимум по трем государственным программам: стабильная программа Баранова, Ладыженской, Шанского; параллельная программа под редакцией Бабайцевой, программа Разумовской, Леканта.

В них материал расположен в соответствии с разными принципами. У Бабайцевой – в соответствии с логикой науки, т.е. по линейному принципу (как в вузе): фонетика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. В стабильной программе – по линейно-ступенчатому принципу. Ступенчатость выражается в том, что некоторые разделы изучаются в 2 этапа: лексика и фразеология в 5-6 классах; имя существительное, прилагательное и глагол – в 5-6 классах; синтаксис – 5 класс (предварительный, пропедевтический курс) и в 8-9 классах (систематический курс).

Если рассматривать предмет «Русский язык» в целом с 1 по 11 класс, то можно говорить о концентрическом расположении материала («круг»). Собственно концентрический принцип используются в программах для начальных классов (1-4 кл.), когда одни и те же темы изучаются во всех классах, постепенно расширяясь и углубляясь.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ф.И. Буслаев - основатель методики преподавания русского языка как науки

Определение основных языковых особенностей текстов различной стилевой принадлежности

Первые программы по русскому языку