Принципы отбора материала для школьного курса
История
преподавания русского языка в российской дореволюционной школе, в школе
советского периода и в настоящее время – это история взаимоотношений научной и
школьной грамматики, история преодоления противоречий между ними.
Школьный
курс русского языка не может включить всего того, что есть в научном курсе.
Различия выражаются и в объеме понятий, и в интерпретации тех или иных языковых
явлений. Хорошей считается та школьная грамматика, которая максимально
приближена к научной. Появляются новые понятия в науке о языке, и через
определенное время они находят отражение в школьном курсе. Так, раздел лексика
и фразеология как самостоятельный оформился в 50-е годы 20-го века, и только в
60-е годы он появился в школьных программах и учебниках. Долгое время в школе
не изучалось словосочетание. Только когда лингвисты, считавшие основной
синтаксической единицей предложение, признали словосочетание самостоятельной синтаксической
единицей, оно появилось и в школьном синтаксисе. Это касается и морфемики, словообразования, синтаксиса
СП, синтаксиса текста. Лингвисты до сих пор спорят о статусе причастия и
деепричастия.
Понятия
из научного курса отбираются для школы с учетом определенных требований (принципов,
критериев). В школе изучается только часть научного курса русского языка. В
методике используется понятие «минимизация материала». Для школьных программ и
учебников отбирается минимум необходимых знаний. В разные периоды развития
школы минимум знаний определялся по разным критериям, но основными принципами
были общедидактические: научность, доступность, общепринятость.
Для
школьного курса отбираются те знания, которые в лингвистике являются бесспорными,
отстоявшимися. Академик А.В. Текучёв
писал: «Не следует поспешно нести в школу всё то, что появляется в лингвистике,
что еще не отстоялось в ней и не может считаться общепризнанным». Профессор
Дудников и некоторые другие методисты считали, что если какой-либо вопрос в
научной грамматике является спорным, то в школе можно давать то, что наиболее
соответствует интересам учащихся того или иного возраста. Помимо названных
общедидактических принципов, ученые при отборе материала придерживаются
следующих принципов: мировоззренческие, функциональные, коммуникативные,
исторические, практические, логико-познавательные, частотно-нормативные и
эстетические.
Мировоззренческий критерий позволяет развивать у учащихся
научный взгляд на русский язык: его происхождение, развитие, роль в современном
мире, он определил включение в школьную программу общелингвистических понятий: язык,
его функция, типы языков, родственные языки, старославянские языки, литературный
язык, стили языка...
Функциональный критерий позволяет формировать умение
отбирать средства языка в зависимости от условий общения.
Критерий
коммуникативный способствует развитию
связной речи учащихся, он позволил включить следующие понятия: язык и речь,
типы речи, текст, стили и др.
Исторический принцип потребовал включения понятий:
развитие языка, изменения в языке, неологизмы, устаревшие слова, архаизмы.
Практический принцип связан с формированием у учащихся
навыков грамотного письма: орфография, пунктуация и т.п.
Логико-познавательный критерий обеспечивает развитие логического
мышления учащихся.
Частотно-нормативный принцип предполагает включение того, что наиболее
употребительно в языке (если в школе даются морфемы – приставка, суффикс, то
понятие «унификса» не включается).
Эстетический критерий требует ознакомления с тем, что в
языке прекрасно, тем, что делает язык выразительным. Он позволяет
демонстрировать богатство речи, изобразительно-выразительные средства языка.
Русский
язык как учебный предмет обладает богатейшими возможностями для воспитания
высоких моральных качеств, а также эстетического чувства. В связи с этим даются
понятия прямого и переносного значения, синонимы (смысловые и стилистические:
лицо – лик, рожа; глаза – очи, гляделки), антонимы, паронимы и т.п.
Именно
эти понятия, отвечающие перечисленным принципам, включаются в программы
русского языка для общеобразовательных школ. В настоящее время в России
функционирует и немало инновационных учебных заведений: гимназий, лицеев,
педагогических колледжей. Также есть школы и классы с углубленным изучением
отдельных предметов. В программы для гуманитарных классов включаются научные
понятия, которые не даются в обычных школах. Преподаются и смежные дисциплины:
культура речи, риторика, стилистика и др.
Содержание
учебного предмета «Русский язык», являющегося одним из основных в учебных
планах, отражено в программах. Школьная программа по русскому языку –
государственный документ, определяющий содержание обучения русскому языку и
подлежащий обязательному его выполнению. В настоящее время школы России
работают как минимум по трем государственным программам: стабильная программа
Баранова, Ладыженской, Шанского; параллельная программа под редакцией Бабайцевой,
программа Разумовской, Леканта.
В
них материал расположен в соответствии с разными принципами. У Бабайцевой – в
соответствии с логикой науки, т.е. по линейному
принципу (как в вузе): фонетика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис.
В стабильной программе – по линейно-ступенчатому
принципу. Ступенчатость выражается в том, что некоторые разделы изучаются в 2
этапа: лексика и фразеология в 5-6 классах; имя существительное, прилагательное
и глагол – в 5-6 классах; синтаксис – 5 класс (предварительный, пропедевтический
курс) и в 8-9 классах (систематический курс).
Если
рассматривать предмет «Русский язык» в целом с 1 по 11 класс, то можно говорить
о концентрическом расположении материала («круг»). Собственно концентрический
принцип используются в программах для начальных классов (1-4 кл.), когда одни и
те же темы изучаются во всех классах, постепенно расширяясь и углубляясь.
Спасибо большое очень полезная информация 🌸
ОтветитьУдалитьСпасибо за очень информативную статью😊
ОтветитьУдалитьЯ узнала много нового для себя😊
ОтветитьУдалитьСпасибо большое
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью!
ОтветитьУдалитьСпасибо ща информацию 👍💜 очень интересно
ОтветитьУдалить